Найти тему
Рок на БиС

Музыкальная Япония. Часть первая. Прото-хард и прото-метал.

Ещё в конце марта у нас выходила заметка о японском прото-харде и прото-метале под названием "Часть Ноль". С тех пор в приоритете были другие темы, но теперь настала пора вернуться в страну Восходящего Солнца. И рассказать о ещё двух группах, сыгравших значительную роль в становлении японской "тяжелой" сцены.

Les Rallizes Dénudés, также известные как Hadaka no Rallizes - японская рок-группа, образованная в 1967 году в престижном частном университете Дошиша (Досися) в городе Киото. Название группы происходит от искажения французского языка: valises dénudées (буквальный перевод - раздетые или голые чемоданы). Музыкальный стиль Les Rallizes Dénudés был вдохновлен американской психоделией а-ля Velvet Underground и громким прото-хард роком Blue Cheer. В ней можно услышать повторяющиеся инструментальные пассажи, нойзовые эксперименты, какофонию гитарного фидбека, фолковые аранжировки и искаженный вокал.

Лидером и фронтменом группы был гитарист Такаши Мидзутани (Takashi Mizutani) - личность интровертная и замкнутая с очень нигилистическими и солипсистскими взглядами на жизнь. Вдобавок Мидзутани придерживался радикальных левацких политических взглядов. Понятно, что весь этот "веселенький" коктейль не мог не отражаться на творчестве и карьере коллектива.

Ютуб-канал Eliecer Gaspar

Самые ранние опыты Les Rallizes Dénudés в студии датируются незаконченной сессией, записанной в конце 1967 или начале 1968 года. Предположительно, Мидзутани был настолько недоволен звучанием записей, что решил полностью отказаться от идеи записи студийного материала. Но зато в 1968 году они уже выступали вживую и даже регулярно сотрудничали с авангардными театральными труппами для постановки своих шоу. Впрочем от этого скоро пришлось отказаться из-за склонности Les Rallizes к экстремальному количеству производимого звука и любви к световым эффектам в виде стробоскопических огней, зеркальных шаров и тому подобного. Позже их концерты стали редкими и тайными из-за связей участников группы, в том числе и самого Такаши Мидзутани, с террористической организацией Японская Красная Армия.

Ютуб-канал gaaxnuul

В итоге на носителях записи Les Rallizes появились только в виде одной стороны двойного сборника Oz Days Live (1973)

Ютуб-канал Fuzzbox

На самом деле японцы продолжали работать на протяжении 70-х и 80-х годов, выпустив лишь один фактически бутлег концерта в Университете Хусей под названием "Eve Night", а затем в 1991 году внезапно издали три компакт-диска с архивными записями и видео в следующем году.

В начале 80-х годов в группе произошли изменения в звучании, поскольку Мидзутани нанял более компетентных музыкантов и заменил ритм-гитариста вторым ведущим гитаристом Фудзио Ямагути, чья гораздо более блюзовая и мелодичная подача добавила группе тональности, которые раньше не были слышны.

Ютуб-канал birch canoe

Этот период времени задокументирован на "Double Heads", шестидисковом бокс-сете, который содержит три отдельных концерта 1980 -81 годов.

Ютуб-канал DEATH FETISH

В середине 80-х группа была сокращена до трио, состав в котором они оставались, пока не распались в 1996 году. В этот момент их звучание стало гораздо боле разреженным и атональным. В этот период Les Rallizes сравнивали с трио знаменитого джазмена Орнетта Коулмана, игравшего в середине 60-х годов. Последний концерт коллектива произошел в октябре 1996 года в обстановке строжайшей секретности, и причиной распада группы, возможно, были юридические моменты, связанные с предполагаемым прошлым участием Мидзутани в той самой пресловутой Красной Армии.

Несмотря на то, что нормальной студийной дискографией "Чемоданы" так и не обзавелись, их называют в числе влиятельнейших культовых коллективов, вдохновивших развитие в Японии психоделии, нойза, панка и метала.

А вот следующий коллектив может и не очень обширной, но какой-никакой дискографией озаботился. Группа The Flower Travellin' Band была основана в Токио в 1967 году по инициативе певца и продюсера Юя Учида, который был поклонником психоделики в духе Cream и Джими Хендрикса.

Фото взято на m.letras.com
Фото взято на m.letras.com

Учида хотел внедрить подобное звучание на японской поп-сцене. Первый диск был выпущен под маркой Yuya Uchida & The Flowers и назывался "Challenge" (1969). Помимо упомянутых Cream и Хендрикса на нем были каверы на Big Brother and the Holding Company и Jefferson Airplane. Неизвестно как сложилась бы судьба ансамбля дальше, но вскоре после выхода дебюта в группе не осталось никого кроме барабанщика Джоджи "Джорджа" Вада (Joji "George" Wada)

Вместе с вновь рекрутированными участниками - певцом Акирой "Джо" Яманакой (Akira "Joe" Yamanaka), гитаристом Хидеки Ишимой (Hideki Ishima) и басистом Джуном Кодзуки (Jun Kozuki) - Вада принялся осваивать новые оригинальные, актуальные и модные (на тот момент) музыкальные тенденции. Были усилены имевшиеся психоделические моменты. К ним добавлена изрядная доля тяжести. Альбом "Anywhere" (1970) вышел уже под названием The Flower Travellin' Band и вновь состоял практически из одних каверов. Но это была ещё та подборочка. "Louisiana Blues" от Мадди Уотерса, "Black Sabbath" от сами знаете кого, "House Of Rising Sun" от американского народа и 21st Century Schizoid Man от Малинового Короля.

Ютуб-канал Thebestdream I had

Поиск собственного звука и музыкальной идентичности привел музыкантов к тяжелому, приправленному восточными влияниями року на альбоме "Satori" (1971), который считается законченным шедевром, оказавшим влияние на стиль стоунер-метал и на японский прогрессив.

Ютуб-канал Flower Travellin' Band – тема

Еще в 1970 во время выставки Экспо, проходившей в префектуре Осака, на концерте The Flower Travellin' Band побывали участники известного канадского джаз-рокового ансамбля Lighthouse. В декабре 1970-го японцы приехали в Канаду, где делили сцену с проговыми гигантами ELP и известным блюзовым и ритм-энд-блюзовым исполнителем Доктором Джоном (Dr. John), а также самими Lighthouse. Там же в Канаде, в городе Торонто был записан третий (четвертый, если считать "Challenge" ) диск, названный "Made in Japan" (1972). Где-то я встречал такое же название, только никак не могу вспомнить где.

Ютуб-канал Totonno

Ожидания от этого альбома превзошли его реальные достоинства. Прекрасная коллекция прекрасно сыгранных хардовых и хэви-проговых штампов не подняла The Flower Travellin' Band на новый уровень. Правда, стоит учитывать что штампами, используемые японцами моменты, стали несколько позже. А в то время речь шла скорее о следовании современным музыкальным тенденциям. И об отлично сделанной хард-роковой записи. Тем не менее продажи были не столь хороши.

Последний релиз "классической эры" "Make up" (1973) стал наполовину студийным, наполовину концертным. Новые вещи, сделанные с участием привлеченного клавишника Нобуюки Шинохары (Nobuyuki Shinohara) стали ещё больше похожи на каверы неизвестных песен Deep Purple, Led Zeppelin и Uriah Heep

Ютуб-канал PsyRock GA11 2

После этого был концерт в апреле 1973 года в Киото, ставший последним на очень долгие годы. Планировалось, что FTB будут поддерживать Роллингов во время их тура по Японии. Но Джаггера в Японию не пустили... Карьера группы была поставлена на паузу. В 2000-е они вернулись с альбомом "We Are Here" (2008). Но окончательная точка была поставлена со смертью вокалиста Джо Яманаки от рака легких в 2011 году.

Ютуб-канал WaffleAbuser

Роль The Flower Travellin' Band в становлении японского (и не только) харда/метала и прога очевидна и несомненна. Но о японском проге мы может быть поговорим когда-нибудь отдельно. А пока нас ждет метал с очень дальнего Востока...

#psychedelia #hard rock

Предыдущая заметка:

Музыкальная Япония. Часть Ноль. Прото-хард и прото-метал.