Найти тему
#velonation

Хотите запретить самокаты, как в Париже? Начните с автомобилей

Оглавление

У российских депутатов появился безотказный способ словить свои пятнадцать минут славы. Просто заявите, что пришла пора запретить самокаты — внимание СМИ гарантировано.

Фото: Dewang Gupta.
Фото: Dewang Gupta.

Этой весной в Париже прошел референдум, по итогам которого в городе запретили прокат электросамокатов. Новость об этом взбудоражила всех. Российские сторонники этого транспорта, кажется, возмущались сильнее, чем их парижские собраться, которые на референдум по больше части просто не явились. Ну а противники обрадовались прецеденту — я давно потеряла счет предложением запретить самокаты в том или ином городе или во всей России сразу.

Что до меня, то я я рада возможности использовать любимый аргумент людей, настаивающий, что велотранспорт в России невозможен: здесь вам не там. Париж — не Москва, поэтому решение которое выглядит логично в столице Франции, здесь превращается в полный абсурд.

Дефицит места

В Москве есть улицы, где в погожий выходной денек бродят толпы народа. В Париже толпы бродят круглый год и почти повсеместно.

Париж — один из мировых лидеров по туризму. В 2022 году там побывали 44 миллиона человек, в Москве — 18 миллионов. Это при том что Москва, даже без новых территорий, почти в десять раз больше — 1070 против 105 км². И населены эти километры тоже по-разному: плотность населения во французской столице — почти 21 000 чел./км², в московском ЦАО — около 12 000 чел./км² (взято ЦАО, потому что с учетом Новой Москвы плотность у нас вообще никакая).

К чему все эти бесконечные цифры? К тому, что в Париже конкуренция за городское пространство гораздо выше. Грубо говоря, если в Москве вас раздражают самокаты на тротуарах, то в Париже они там просто не помещаются.

Метро через каждые 500 метров

Стоя на платформе парижского метро, реально увидеть свет в конце тоннеля — так близко расположены станции, в среднем через каждые 500 м. В Москве тоже есть короткие перегоны: между “Международной” и “Выставочной” всего 498 м, но есть перегон «Крылатское» — «Строгино» длиной в 6,62 км, а среднее расстояние между станциями у нас 1,77 км. Это значит, что в Москве потребность в транспорте последней мили гораздо выше.

Люди, живущие в спальных районах Москвы, не могут быстро дойти до дома от ближайшего метро — пешком этот путь может занять 20-30 минут и больше (и часто пролегает вдоль улиц такой ширины, что и короткая прогулка приятной там не будет).

Парижское метро. Фото: Dmitriy Nushtaev.
Парижское метро. Фото: Dmitriy Nushtaev.

Есть мнение, что самокаты отнимают пассажиров у общественного транспорта. Но если вы видели толпы людей, ожидающих автобуса у метро в спальных районах Москвы, то этому можно только порадоваться.

Операторы московских самокатных прокатов фиксируют у себя заметную долю поездок в пределах 20 минут. Для увеселительной прогулки это слишком мало, зато для транспортной — в самый раз. Скорее всего, это те самые люди, которые встали на самокат, чтобы преодолеть несколько километров от метро до конечного пункта назначения.

Велопрокат на каждом шагу

Парижанам тоже порой нужен транспорт последней мили. И с этим отлично справляется велопрокат Velib. Во-первых, здесь очень много таких велосипедов — целых 20 000 штук. В Москве — в два раза меньше, хотя сам город в десять раз больше. Во-вторых, в Париже неплохая сеть велодорог, поэтому ездить на прокатных велосипедах не страшно, и этой возможностью пользуются люди разных возрастов.

Парижский велопрокат.
Парижский велопрокат.

Поехать на велосипеде по Москве отважится не каждый — велодорог мало и чаще всего это временные велополосы, у которых масса изъянов. Самокат, на котором можно вполне легально передвигаться по тротуарам при отсутствии велоинфраструктуры, многим кажется более доступным и безопасным вариантом.

Приоритет пешеходов

Парижская градоначальница Анн Идальго, которая возглавляет мэрию уже второй срок подряд, планомерно борется с автомобильным транспортом. Этим летом в Париже приняли “Уличный кодекс” — документ, который у нас привлек гораздо меньше внимания, чем запрет самокатов, но без которого на самом деле сложно понять, почему их запретили.

“Уличный кодекс” устанавливает однозначный приоритет пешеходов. Хождение пешком рассматривается как основной способ передвижения по городу — на него действительно приходится 66% всех перемещений. Все, что мешает пешеходному движению, Идальго если не искореняет полностью, то ограничивает.

Она год от года сокращает количество автомобильных парковок и расширяет тротуары, скорость машин почти во всему по городу ограничена 30 км/ч, вокруг двухсот парижских школ организованы зоны, запретные для моторизованного транспорта. Риволи, одну из главных улиц города, закрыли для частных автомобилей во время пандемии.

Улица Риволи. Фото: François-Xavier Chamoulaud.
Улица Риволи. Фото: François-Xavier Chamoulaud.

У Идальго есть четкие цели — чистый воздух и активная мобильность, которая делает людей более здоровыми. Плэтому велосипеды там тоже приветствуют. Сейчас в городе реализуют план, по которому сто процентов улиц должны стать безопасными для движения на велосипедах. И строят их за счет проезжей части — делать велоинфрастуктуру на тротуарах запрещает “Уличный кодекс”.

В отличие от запрета самокатного шеринга, эти инициативы Идальго встречаются с активным противодействием. Мэрия была, например, вынуждена судиться с защитниками прав автомобилистов, которые оспаривали запрет на передвижение по набережным Сены. Однако мэрия победила, а Идальго была избрана на второй срок.

А что в Москве? Ожидание зеленого пешеходам по полторы-две минуты (и это еще далеко не худший варинат), фактически разрешенная скорость 80 км/ч на большей части улиц и пронизывающие город “вылетные магистрали”, где можно ехать все 100 км/ч. Имитация велоинфраструктуры путем рисования временных велополос, которые в плане безопасности не выдерживают никакой критики. Посмотрите бюджет Москвы на 2024 год — его десятая часть будет направлена на создание автомобильной инфрастуктуры. Стрительство дорог и развязок остается приоритетом транспортной политики. Мы каждый год предлагаем заложить в московский бюджет отдельные средства на строительство велодорог — и получаем отписки от тех же самых людей, которых вдруг забеспокоили самокаты на тротуарах.

После запрета самкатов, их парковку отдали велосипедам. Фото: Charles Platiau.
После запрета самкатов, их парковку отдали велосипедам. Фото: Charles Platiau.

Давайте назвать вещи своими именами. Депутаты, которые предлагают защищать пешеходов с помощью запрета самокатов, но не готовы поступиться и сантиметром проезжей части, по которой летают их служебные машины, — натуральные лицемеры. Никакие пешеходы их на самом деле не беспокоят, просто так случилось, что самокаты — отличный способ попасть в новости.

Вас спросили? А их — да

И последнее. Говорят, что парижский референдум по самокатам был далек от идеала. Но он был объявлен и проведен.

Судьбу самокатов в Москве и других городах России предлагают решать без вашего участия. Депутаты, видимо, и так знают, что нужно людям и как им удобней передвигаться по городу. Здесь вам точно не Париж.