В этом году исполнится 200 лет со дня рождения тверского художника Григория Сороки, самого талантливого ученика А.Г. Венецианова. Крепостной сурового помещика Н.П. Милюкова жил в д. Покровская (сегодня пишется Покровское) прихода с. Поддубье Вышневолоцкого уезда. Написанные им пейзажи и портреты хранятся ныне в лучших картинных галереях России. Его судьба окончилась трагично в 1864 году, а картины стали широко известны только после 1917 года. О его жизни известно мало достоверных сведений, поэтому существует много домыслов. Тем интереснее сенсационное открытие прижизненных публикаций его рисунков в столичной газете! Публикацию нашла удомельский краевед из Санкт-Петербурга Татьяна Петрова.
В «Земледельческой газете» (выходившей в Санкт-Петербурге еженедельно) №33 за 1860 г., на стр.516 (нумерация страниц шла с начала года), была опубликована статья В.А. Преображенского «Хозяйственная механика (Земледельческие орудия в Тверской губернии)». Статья иллюстрирована рисунками сельскохозяйственных орудий труда, о чём автор пишет: «Вот все части простой Вышневолоцкой сохи и изображение их на фиг. 112, 113, 114, 115 и 116. Рисунки составлены живописцем Григорием Васильевым в с. Поддубье Вышневолоцкого уезда».
Тут надо пояснить современному читателю, что в те времена большинство простых людей в России фамилий не имели вообще. А отчества крестьян тогда писались не с окончанием –вич, как теперь (например, «Васильевич»), а с окончаниями –ев, как ныне пишутся фамилии («Васильев») и означали как бы ответ на вопрос «чей он сын». Отчества с окончаниями –вич были тогда только у дворян. Появление фамилий у большинства крестьян произошло в конце 19-го века и было связано с выдачей паспортов, с ростом трудовой миграции. (До этого крестьянам, жившим всю жизнь в одной деревне, фамилии были практически не нужны.) Именно тогда многие крестьянские отчества стали фамилиями, а у кого-то фамилиями стали деревенские прозвища. Поэтому во всех прижизненных документах художник упомянут как «Григорий Васильев». Сорока – было его деревенское прозвище (прозвища возникали для отличия от деревенских тёзок, отражая индивидуальные особенности данного человека). Но сегодня мы называем его «Григорий Васильевич Сорока».
Нумерация рисунков в тексте явно сбита: указано авторство рисунков 112 – 116, хотя имеются также и рисунки 117 и 118, при этом другой художник не указан, поэтому очевидно, что все рисунки сделаны одним художником.
Таким образом, мы видим ранее не известные рисунки Григория Сороки, сделанные им по заказу В.А. Преображенского для этой статьи. Рисунки сделаны не просто художником, а крестьянином, с детства хорошо знающим эти орудия труда и процесс их изготовления.
Закономерен вопрос, как познакомились писатель В.А. Преображенский из Твери и крепостной художник помещика Н.П. Милюкова из глубинки Вышневолоцкого уезда?
О личности и заслугах Преображенского Василия Алексеевича подробно рассказано в книге В.И. Колосова «История Тверской Духовной Семинарии» (Тверь. 1889 г., стр. 456—457). Он родился в 1820 году в с. Мологино Старицкого уезда Тверской губ. в семье священника. Закончив Старицкое духовное училище, поступил в Тверскую семинарию, которую не закончил. Служил сначала в должности писаря Павликовского волостного правления Старицкого уезда, позже в Губернской канцелярии и в палате Государственных имуществ, где с 1848 г. занимал место стряпчего, а в 1860 г. был назначен судебным следователем. Скончался в 1862 г. в чине титулярного советника.
В.А.Преображенский много занимался исследованиями Тверской старины, местной статистикой, написал ряд статей и книг. Его книга «Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении» (СПб. 1854 г., 554 стр.) была удостоена золотой медали второй величины по итогам конкурса Ученого Комитета Министерства Государственных Имуществ. Этой же сельскохозяйственной тематике посвящена и вышеуказанная статья.
Очевидно, В.А.Преображенский, работая стряпчим в Тверской Губернской канцелярии и в Палате Государственных имуществ, много ездил по губернии, и побывал в имении Н.П.Милюкова «Островки», где и познакомился с художником Григорием Васильевым. Об их личном знакомстве свидетельствует его портрет кисти Сороки, хранящийся в Тверской картинной галерее и датируемый началом 1850-х годов.
Таким образом, это открытие дополняет наши знания о художнике Григории Сороке и раскрывает новую грань его творчества. Как оказалось, ещё при жизни этого крепостного художника его рисунки были опубликованы в столичной газете. Пусть это были и технические зарисовки, но выполнены они были так же тщательно и детально, как и его картины и рисунки.