Ляля молча кивнула. Что ж, всё верно, и невестку она ни в коем случае не осуждала. Наоборот, даже пожалела о том, что в пылу эмоций попыталась воззвать к Кате. Жена всегда должна быть на стороне мужа, это аксиома. А муж всегда должен быть на стороне жены. Только так. Это залог счастливой семейной жизни, а как только кто-то из супругов начинает слушать советчиков со стороны, - пусть даже добрых, пусть даже из числа близких, - или участвовать в решении чужих проблем, так семейные неурядицы и начинаются.
Тринадцать лет назад, когда Павлу было двадцать шесть лет, Кате - двадцать три, а старшей внучке Ксюше едва исполнилось полгода, сын загулял. Не выдержал "испытание декретом". Дети тогда ещё не переехали в Москву, жили вместе с Лялей и Володей в большой квартире Серовых.
Ксюша, в отличие от более спокойной и тихой Жанны, младшей внучки, была очень болезненным и проблемным ребёнком. Колики, аллергия, бессонные ночи... Уложить спать Ксюху - это был своеобразный квест, который далеко не каждому удавалось пройти, оставшись в добром здравии и сохранив нервную систему.
Ляля металась между работой (она тогда только-только заняла директорское кресло) и домом. Даже Володя, который всегда был трудоголиком, старался освободиться с работы пораньше и помочь дома.
Помогал и Павел, спору нет; скрупулёзно выполнял все отцовские обязанности, нёс бремя молодого отца, не жалуясь, однако в какой-то момент, видимо, надорвался и сломался.
Катя то ли догадалась о том, что у мужа появилась другая женщина, то ли рассказал кто-то "добрый", но не жаловалась никому. О том, что в семье сына происходит неладное, Ляля догадалась почти сразу и сама вызвала невестку на откровенность.
Потом был разговор с Володей. Муж считал, что они должны сохранять нейтралитет и не вмешиваться, дескать, дети - не дети уже, и сами в состоянии решить семейные проблемы. Ляле тогда позиция мужа очень не понравилась: она не понимала, как можно относиться лояльно к подобному поведению сына? Что за попустительство? Или это мужская солидарность? А если да, то это что-то значит? Конечно, вступать в спор с Володей и вязнуть в неприятных мыслях Ляля не стала, но сделала по-своему.
Она поговорила с Павлом с глазу на глаз и предложила незамедлительно сделать выбор.
- Или ты остаёшься с женой и дочерью, и рвёшь с той женщиной все связи... Только по-настоящему рвёшь, потому что я буду контролировать ситуацию. Или прямо сейчас собирай свои манатки и отчаливай к подруге жизни. Гнезда́ разврата в нашем доме никогда не было и не будет. А Катя ещё очень молода, успеет найти нормального мужа. И если это не ты, то будь любезен, не занимай чужое место.
То ли Павел сам устал к тому времени от двойной жизни и бесконечного вранья, то ли, зная мать, безоговорочно поверил ей, но выбрал он первый вариант, и слово своё сдержал.
А Ляля тогда пережила один из ужаснейших моментов в своей жизни, потому что шла ва-банк и очень боялась: она понимала, что никогда не сможет выгнать сына из дома.
Что ж, всё справедливо. Когда-то она призвала к порядку сына, а теперь он пытается призвать к порядку её. Как говорится, от осинки не родятся апельсинки. Вот только ситуации-то несравнимые.
- Ладно, пойду я спать, устала что-то, - Ляля встала из-за стола. - Спокойной ночи!
- Мама, мы не договорили! - вскинулся Павел. - Да и время ещё не такое уж позднее - половина двенадцатого.
- Потом договорим, Паша, после, если ты настаиваешь. Хотя я всё сказала, и мне добавить нечего. А сегодня я устала.
Ляля тщательно вымыла свою чашку, поставила на сушилку для посуды и ушла в свою комнату. Внучки, которые обычно в такое время ещё бодрствовали, сегодня дружно сопели, устроившись на двух надувных матрасах. Девочки делили комнату с Лялей, а во второй комнате, которую Ляля обычно использовала как спальню, остановились Павел и Катя.
Лоджия была в комнате, где сейчас жили Ляля и внучки, и Ляля, взяв телефон, вышла, прикрыв двери. Посмотрев на вечерние огни, ответила на сообщение Валерия, пожелав ему спокойной ночи, а потом набрала номер Маши.
Маша долго не отвечала, хотя Ляля не верила в то, что подруга уже спит. Наверняка сегодня друзья у кого-то собрались на шашлыки. И вправду, когда Маша ответила, голос у неё был радостный и возбуждённый, а в трубке послышались голоса и музыка.
Правда, оказалось, что Маша с Васей находятся в Турции, потому серьёзный разговор пришлось отложить. Ляля выслушала восторги подруги, пожелала им с Васей хорошего отдыха и нажала отбой. Немного подумав, решила отправить сообщение Гале, и Галина тут же перезвонила.
- Приезжай, - сказала она. - Петька спит, перебрал на празднике, а у меня бессонница, ты же знаешь. Кино смотрю. Посидим, поболтаем. Можешь и ночевать остаться у нас, мне спокойнее будет.
Ляля бесшумно достала одежду из шкафа и на цыпочках прокралась в ванную комнату. Переоделась, вышла в прихожую, не включая свет, накинула пальто и максимально тихо покинула квартиру.
* * * * * * * * * * *
- Значит, Машка всё-таки растрезвонила всем об этой истории, - покачала головой Галя, разливая чай по чашкам из сервиза "Мадонна".
Этот сервиз Гале и Пете когда-то подарили на свадьбу, и он являлся особой гордостью, тем более, что полностью сохранился.
- И не только тебе, - продолжала Галя. - А ведь я её предупреждала. Это всё Петя, получит он у меня! Растрындел по пьяни то, что никого уже давно не касается. Зачем было это ворошить?! Кому нужно?
- Не ругай Петю, не надо. Дело сделано, изменить ничего нельзя, а мужа нужно беречь здесь и сейчас. Лучше расскажи мне, чем я Машке не угодила? Мне кажется... Точнее, я уверена, что ты знаешь. Вы с ней как-то более близки́.
- Мда уж.. - вздохнула Галя. - Расскажу, ибо Мария сама виновата. Не надо было импульс этому процессу давать. Только, Ляля, прошу, никому...
- Я не Маша, так что не переживай, болтать не стану. Валере и так от этой истории много плохого досталось, а больше мне некому рассказывать.
- Ты же знаешь, Ляля, что Маша, Вася и Володя вместе учились в институте? Только Володя был уже после армии, когда поступил на экономический в Политех, а Машка и Вася на три года моложе, поступали сразу после окончания школы.
- Знаю, конечно, - кивнула Ляля. - Володя и познакомил вас всех - одноклассников, однокурсников...
- Да, именно. Так вот, Машка с первого дня учёбы была влюблена в Володю. Очень влюблена, по-настоящему. Сохла по нему, страдала, ходила по пятам. А Васька в неё был влюблён. Только Володя всегда считал Машку и Васю просто своими друзьями, а Машка Васю считала другом. Френдзонила, как сейчас говорят. Когда они на четвёртом курсе учились, Володя женился на тебе. Вот и думай сама, как к тебе относилась Маша? Да мне порой кажется, что и сейчас ничего не изменилось, даже после того, как Володи не стало. После того, как Володя на тебе женился, Машка сразу приняла ухаживания Васи, и вскоре состоялась ещё одна свадьба.
- То есть... Что же? - пробормотала Ляля. - Машка, Вася и Володя так и остались друзьями на всю жизнь, но при этом Маша...
- Да, она всегда старалась быть рядом с Володей, хоть он и не давал ей ни малейшего повода, никакой надежды на то, что ситуация изменится. Машка даже кумой вашей стала, чтобы ближе быть.
- Господи, ужас какой, - прошептала Ляля. - Разве можно так? Разве это жизнь?
- Каждый сам кузнец своего счастья, - пожала плечами Галя. - Не умеешь жить свою жизнь, не справляешься, - живи чужую. А ты умеешь, потому ни на кого не оглядывайся и никого не слушай.
Окончание: