Облако терминов, понятий и цитат.
ЕВГЕНИКА /от греч. eugenes – хорошего рода/, теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.
Основные положения Е. сформулированы графом Артуром де Гобино (“О неравенстве человеческих рас”, 1853-1855) и двоюродным братом Ч.Дарвина Френсисом Гальтоном (“Наследственность таланта, его законы и последствия”, 1869). По существу Е. представляет собой попытку качественного улучшения человеческого рода на основе генетической селекции. Ставила своей целью неуклонный рост интеллектуального потенциала, ликвидацию преступности, пороков развития и т.п. До сих пор не получила однозначной научной оценки. Периодически объявлялась шарлатанством, служила теоретическим обоснованием насильственной стерилизации. С середины 1930-ых Е. использовалась в фашистской Германии для доказательства теории расового превосходства. Заложила основы современной генной инженерии и клонирования.
“Профессор евгеники мистер Горль объясняет поступки Енса Боота наследственностью”. И.Эренбург. Трест Д.Е.
ОТБОР ПОЛОВОЙ, форма отбора естественного, основанная на соперничестве особей одного пола (преимущественно муж.) за обладание особями др. пола.
Определяет возникновение вторичных половых признаков; выработку этологических (поведенческих) механизмов; приводит к сокращению потомства у менее приспособленных и др. Понятие О.П. выдвинуто и обосновано Чарльзом Дарвином в работе “Происхождение видов путем естественного отбора” (1859, 1871). См. также Эволюция; Эндогамия.
«Половой отбор стал действовать не только интенсивнее, но и в верном направлении, – словом, все пошло как надо для быстрого восхождения по лестнице исторического развития, все большего совершенствования организма». И.Ефремов. Лезвие бритвы.
«Жил на свете мамонт хмурый,
одинокий пессимист.
Видом дик,
и худ фигурой -
но душою прям и чист.
Жизнь вокруг него кипела,
жизнь неслась во весь опор.
Всюду весело и смело
шел естественный отбор.
В небесах, в степях и в море
кайф ловил и стар, и мал.
Но участия в отборе
гордо он не принимал.
Днем ли, ночью ль,
по колено
стоя в утренней росе -
повторял он неизменно:
“Все равно ведь вымрем все.”
На скале, омытой ливнем,
в час закатный, смутный час:
“Все там будем”, -
острым бивнем
начертал он как-то раз.
Непонятный, грозно-тихий,
он бродил вдали от стад.
Им пугали мамонтихи
непослушных мамонтят.
И глядела как-то странно
на него издалека
с виду, вроде, обезьяна,
но какай-то не така…» С.Сатин. Из жизни мамонтов.
ПАРТЕНОГЕНЕЗ /от греч. parthenos – девственница и …генез; букв. «девственное размножение»/, форма пол. размножения, при которой развитие зародыша в яйцеклетке происходит без оплодотворения.
Имеет место у ряда беспозвоночных животных, семенных и споровых растений. В Библии описан случай П. у человека – т.н. непорочное зачатие девы Марии, в результате которого родился Иисус Христос.
«…считайте, что этот ребенок появился на свет в результате партеногенеза. – В результате чего, простите? – Непорочного зачатия, – криво усмехнулся Фердинанд, – партеногенез – это вид полового размножения, при котором организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки». П.Дашкова. Питомник.
П. /разг., иронич./: ненарочное зачатие.
ФЕРОМОНЫ (эпигоны), биологически активные вещества, выделяемые животными и человеком; сильнейший афродизиак.
Вырабатываются потовыми и вестибулярными железами, воспринимаются органами обоняния. Роль Ф. в жизни половой обусловлена животным атавизмом человека. В естественной природе самцы и самки выделяют специфические Ф., которые являются непременным условием спаривания. Так, самцы некоторых видов бабочек улавливают Ф. самок своего вида за несколько километров и безошибочно летят им навстречу.
«Впервые об этом явлении было написано в начале XX века, когда французский энтомолог Жан-Анри Фабр нашел куколку в лесу, принес ее домой, и вскоре у него из куколки вылупилась прекрасная бабочка-павлиний глаз. Он посадил ее в клетку с частой сеткой, а на следующее утро, к изумлению, обнаружил, что вокруг клетки порхало около сорока самцов этой бабочки. Фабр решил проверить, не привлекло ли их нечто, излучаемое самкой: для этого он накрыл клетку стеклянным колпаком, и весь энтузиазм самцов незамедлительно пропал. Позже исследователи продемонстрировали, что этот эффект вызывало летучее ароматическое вещество, издаваемое только самками этого вида бабочек, причем, как оказалось, они были способны уверенно воспринимать этот сигнал на расстоянии более трех километров». Дрент Йелто. Вагина. История заблуждений.
Ф. мужчин (андростероны) и женщин (копулины) обладают индивидуальными особенностями и свойствами, меняющимися в зависимости от возраста и состояния гормонального фона. Наиболее возбуждающими являются Ф. каприловой химической группы (пот, выделения желез половых, органов половых). Действие Ф. чаще ощущается женщинами, которые в основном реагируют на мускусоподобные ароматы. Вместе с тем, мужчины значительно острее воспринимают характерные Ф. противоположного пола, например, выделяемые во время менструации. Хотя в быту подобные ароматы считаются неприятными, зачастую они могут служить мощным сексуальным раздражителем, стимулирующим повышение активности половой, проведение куннилингус и др. См. также Запахи сексуальные.
«…еще современники Шекспира говорили о «любовных яблочках» – так называли очищенные от кожуры яблоки, которые женщины некоторое время носили у себя подмышкой, прежде чем подать его на стол своему избраннику… А в Греции и на Балканах мужчины и по сей день, говорят, держат у себя под мышкой носовой платок во время всякого рода празднеств, а затем, во время танца, они им размахивают, так что их феромоны не могут не достичь ноздрей их возлюбленных. Например, в известном фильме «Рыбка по имени Ванда» (1988) Отто, любовник героини фильма Ванды, (человек не слишком-то смышленый, но зато напористый и крайне самовлюбленный), перед тем как предстать перед нею во всей своей мужской красе, «накачивает» себя, обнюхивая собственные подмышки… А в народных сказках упоминается немало рецептов любовных напитков, и чего туда только не входит: среди ингредиентов обычно можно найти и пот, и мочу, и выделения из влагалища, и менструальные выделения.<>
В романах можно найти немало примеров необъяснимого влияния феромонов. Так в романе писательницы Хербьёрг Вассму «Книга Дины» (1996) читатель попадает в церковь на морском побережье Норвегии на Рождество. После службы героиня встречается со своим любовником на органных хорах, и там они предаются страстной любви. Когда они вслед за этим присоединяются к остальным прихожанам в доме приходского священника – пробста, тем вдруг неожиданно становится очень весело. У всех возникает какое-то особое приподнятое настроение, а все благодаря «странному запаху морских соленых ветров и земли».
А запах тем временем витал в комнате. Убивал аппетит. Врывался в разговор, и тогда слова замирали на устах, а взгляд становился блаженно отсутствующим. Запах возбуждал прихожан как целебный бальзам, и не важно, что к концу вечера он уже почти выдохся. Через некоторое время он всплывал в памяти, и люди терялись в догадках, силясь понять, почему им было так приятно на кофе у пробста в первый день Рождества.
Наиболее «феромонным» романом считается, конечно же, «Парфюмер» Патрика Зюскинда (1985). В конце книги блистательный парфюмер вернулся в ту среду, из которой некогда вышел: какие-то порочные людишки, всевозможный сброд, преступники расселись вокруг наспех разложенного костра, среди невероятной грязи и вони. И когда герой облил себя духами собственного изготовления – его гениальным изобретением, – он тут же в глазах у толпы сделался ангелом. Все, все они хотели быть рядом с ним, как можно ближе: «каждый хотел коснуться его, каждый хотел урвать от него кусок», и вот уже началась дикая оргия, во время которой героя раздирают на части и пожирают… Через несколько минут, после того, как от него ничего уже не осталось, все подумали, что «хотя в животе они и ощущали некоторую тяжесть, на сердце у них явно полегчало». Каждый из них вдруг осознал, что они, быть может, впервые за всю свою жизнь, совершили нечто хорошее, нечто доброе, нечто такое, на что их толкнула любовь – одна любовь, и больше ничего». Дрент Йелто. Вагина. История заблуждений.
«Феромоны, понимаете! О феромоны! Это совершенно волшебная штука». Е.Арсеньева. Час игривых бесов.
***
Ознакомительный фрагмент. Полностью книга Alexander Sosnovsky-Baubo. АБеВеГа ЛЮБВИ представлена на платформе издательства ЛитРес.
Самое полное собрание доказательств любви за последние полтора миллиона лет. Содержит ок. двух с половиной тысяч статей по различным областям науки, истории, мифологии, культуры, семейно-брачных отношений, искусства, сексологии, бытовой лексики и др., так или иначе связанных с половой жизнью человека.