Возможно, Баба-Яга сажала Иванушку в печь вовсе не для того, чтобы употребить его на обед. В сказку долетел отголосок древнего русского обычая.
Весёлые похороны
Во многих российских губерниях крестьяне в начале осени хоронили насекомых. По-настоящему - в гробиках. Делали их из скорлупок, щепок, плодов (репа, брюква, свёкла), в старых лаптях. Обычай записал этнограф Иван Сахаров.
Удостаивались такой церемонии мухи, тараканы, комары, клопы, даже вши с блохами.
Как и принято, на похоронах шумно оплакивали почивших и имитировали погребальный колокольный звон, стуча по глиняным горшкам. А потом - поминки с пирогами да медовухой.
В таком обряде этнографы усматривают три причины.
Чтобы эти противные насекомые перевелись и не мешали жить.
Есть свидетельства, что наши древние предки в некоторых регионах считали, будто души умерших переселяются в насекомых. Тогда подобные похороны можно расценить как оказание почестей родственникам, покинувшим этот мир.
Отмечено, что кое-где похороны насекомых проходили с шутками да смехом. Вероятно, это была просто возможность расслабиться после жатвы и основного сбора урожая, отдохнуть и повеселиться - своеобразный праздник.
Отпугивание Коровьей смерти
Корова - кормилица. А тут - падёж... Считалось, что в селение забралась Коровья смерть - старуха с когтистыми руками в виде грабель.
По поверью, она сама не могла пересечь границу села и на окраине просилась к кому-нибудь на подводу, мол, подвези, мил человек.
Чтобы отогнать Коровью смерть, женщины и девушки проводили опахивание села. Ночью, босые, в одних рубахах, они собирались на окраине. Если на пути попадалось уличное животное, кошка или собака, её следовало убить - это Коровья смерть обернулась невинной зверушкой.
На окраине одну или трёх девушек впрягали в соху. Это должны были быть либо целомудренные селянки, либо беременные. Управляла ими вдова, стоявшая за сохой. Процессия очерчивала сохой круг вокруг села - через борозду нечисть не проберётся.
Остальные участницы жгли лучины, размахивали банными вениками и мётлами - отгоняли нечисть. Иногда скакали верхом на мётлах.
Водяному - лошадь в обмен на рыбу
В древности люди не отличались состраданием к животным. Русские рыбаки "угощали" лошадью водяного.
Покупали вскладчину самую захудалую, откармливали короткое время и за несколько дней до открытия рыболовного сезона по весне откупались ей от злого обитателя водоёмов.
До этого он, проснувшись голодным после зимней спячки, ломал лёд на рек, вздымал воду в прудах и прочие хулиганства учинял. Да ещё отъедался рыбой. Чтобы крестьянам досталось побольше рыбы, они кормили водяного кониной.
Бедную лошадь украшали, спутывали ей ноги и кидали в воду.
Перепекание ребёнка
А вот своих чад русские люди выхаживали как могли. Недоношенного, хилого или с признаками болезни младенца "исправляли".
Его обмазывали тестом и на лопате для выпекания хлеба ставили в натопленную печь. Нет, не раскалённую, просто сильно тёплую. Тесто было сделано на воде, принесённой на рассвете из трёх колодцев, желательно – знахаркой.
А сами в это время проводили обряд - читали заговоры, торговались с повитухой, которая в шутку предлагала испечь младенца, а родители просили обойтись запеканием теста, которое ей отдадут, а дитятко своё выкупят.
Прогретого ребёнка повитуха забирала на ночь к себе, а утром возвращала родителям.
Возможно, в такой сухой бане и впрямь гибли многие вирусы и микробы, опасные для грудничков.