Найти тему
*Соцрежим

Интересное о шапсугах: куклы-утопленницы и святая смерть от удара молнией

Оглавление

А ещё - дольмены, блюда из свинины при исламе, сокрытие пышной груди у девушек, золотошвейное мастерство и прочие удивительные верования, традиции и обряды шапсугов - ветви адыгейского (черкесского) народа.

На Черноморском побережье Краснодарского края живёт самобытный народ с глубокой культурой - шапсуги. Поначалу Советская власть признала его право на самоопределение - до 1945 года в окрестностях Туапсе существовал Шапсугский национальный район в виде двух анклавов. Затем шапсуги "исчезли" в СССР, конечно, только формально.

Они и теперь сохраняют свои традиции, сохранив их и среди русского населения, и в Турции, куда частично переселились после Кавказской войны.

В современной России они компактно проживают в Адыгее: в аулах Афипсип, Панахес, Псейтук и Хаштук; на побережье Чёрного моря в аулах Тхагапш, Большой и Малый Кичмай, Большое и Малое Псеушхо, Калеж, Хаджико, Наджиго, Лыготх, Псебе и Агуй-Шапсуг.

-2

Приняв новую религию, ислам, жители этих территорий преобразили его на собственный манер, увязав с прежней религией - язычеством.

Религиозные каноны ислама они соблюдают частично, например, едят свинину и пьют вино.

-3

Чашушули - острая тушёная свинина с помидорами, луком, иногда - грибами.

Куклы-утопленницы

В верованиях шапсугов сохранились отголоски прежней религии - язычества. Например, они вызывают дождь с помощью куклы-утопленницы.

Для этого обряда поперёк ручки лопаты привязывают палку, а затем наряжают эту конструкцию в платье, платок, надевают на неё украшения. Куклу несут через всю деревню и в дороге обливают водой всех, кто встретится на пути.

-4

Куклу приносят к водоёму, топят в нём, прижав ко дну камнями. А в качестве "человеческой жертвы" в современности выступает девушка из освящённого молнией рода (об освящении молнией расскажу ниже), которую сталкивают в воду, но теперь не причиняют ей вреда. А кукла остаётся лежать в водоёме, пока не пойдёт дождь. 

В аулах Большого Сочи обряд делают иначе. Набирают воду в озере Хуко и несут, ни разу не поставив сосуды на землю, до реки, чтобы вылить в неё.

По местной легенде, озеро - это разлученный с отцом-морем сын, и когда во время обряда вода из озера попадает в море, то якобы отец посылает сыну свои слезы - дождь. Если провести обряд неправильно, в море начнётся шторм.

Священная смерть от молнии

-5

В древности и ныне шапсуги чтят своего бога грозы Шибле, который посылает на Землю молнии. И потому отмеченными высшей силой считаются деревья, поражённые молнией.

А если небесный огонь поражал человека, он и вовсе почитался в старину как святой, потому что Шибле посылает молнии избранным. Первый год после гибели семью умершего от разряда молнии кормили и поили односельчане.

Часто места захоронения убитых молнией людей и повреждённые деревья становились святынями для паломников. А весь род погибшего человека признавали освящённым божеством.

Дольмены

На территориях, где живут шапсуги, много дольменов - древних строений, сложенных из больших или громадных камней, которые выглядят вот так:

-6

Для шапсугов это места священной силы, наделённые особенной энергией. В давние времена лекари оставляли в дольменах больных для выздоровления.

С принятием ислама многие стали считать дольмены обителями тёмных духов. А туристы всё равно ценят эти каменные сооружения и приписывают им целебные свойства. Моя знакомая ездила в Адыгею, чтобы получить в дольмене благословению на беременность. Увы, не помогло.

Идеал красоты невесты

У шапсугов очень ценится золотошвейное мастерство, его считают престижным. В наше время на побережье живёт всего несколько золотошвей.

Золотым шитьём, например, богато украшен наряд незамужней девицы. Вышивку делают в районе груди. В старину такой наряд был доступен только богатым невестам, а под него надевали корсет, чтобы придавить грудь - девушка должна была выглядеть максимально тонкой, ещё не развитой физически.

-7
-8

После замужества женщины были обязаны распрощаться с корсетом и с танцами. У шапсугов танец считался поиском жениха, поводом для далеко идущего знакомства.

-9

Идеал боевого офицера

В 19 веке офицеры Кавказской российской армии щеголяли на балах в рваных черкесках. Они демонстрировали, что их обладатели - настоящие боевые офицеры, побывавшие не в одной передряге.

-10

Это шло от шапсугской традиции. В боевом костюме в газырях солдаты хранили подготовленные для ружья заряды: пуля, пыж, завернутый в тряпочку порох. И когда во время боя завёрнутые в ткань подготовленные ружейные патроны кончались, воины отрывали кусочки ткани от своей черкески и мастерили новый заряд. Так их костюм становился всё более оборванным.