Найти в Дзене
Around Art

Так пусть же книга говорит с тобой…»

Об уникальной коллекции в книге «Русская икона середины XVII – начала XX века»

Попытка рецензии в виде эссе

Текст: Галина Мумрикова

Помню, как в университете нам читали лекции по научному атеизму. Старичок-преподаватель очень подробно рассказывал историю религий, а когда мы подошли, собственно, к научному обоснованию этого самого атеизма, то старик долго молчал, потом глубоко вздохнул и сказал: «Ну а это (сделав небрежный акцент на слове «это») вы сами почитаете». Короче: не стали мы, студенты филфака середины 1960-х, атеистами.

Так получилось, что сколько бы я ни ходила на всякого рода арт-выставки, где показывали искусство, в том числе и иконы, стенды с ними всегда обходила стороной. На них, как правило, висели, лежали и даже стояли на подрамниках иконы. Лежали и висели так плотно, как солдаты в строю, что казались порой все одинаковыми, скучными, непонятными… Отпугивала как раз-таки непонятнось.

выглядит Каталог Русская икона середины XVII - начала XX века
выглядит Каталог Русская икона середины XVII - начала XX века

И вот некоторым и немного странным образом попал мне в руки большой каталог, который по воле обстоятельств пришлось даже взять в дорогу. И здесь, в стране Восходящего Солнца, с нетерпением прочитала вступительные статьи, всматриваясь в каждую иллюстрацию. Ведь я обещала написать рецензию…

Должна признаться, что рецензия – жанр неблагодарный. Тут «или-или». Или хвалишь, или ругаешь. Ругать всегда проще, что уж там. Положительная рецензия требует предельной искренности.

Один из разворотов издания
Один из разворотов издания

Постараюсь. Постараюсь приблизиться к той самой искренности, которая убеждает читателя и побуждает хотя бы задуматься. Как в 23 сонете Шекспира:

…Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.
Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?

«Голос» в этом каталоге коллективный, а суть предмета – уникальная коллекция икон столь же уникального коллекционера Олега Кушнирского.

На развороте - икона второй четверти XIX века. Палех
На развороте - икона второй четверти XIX века. Палех

Книга ли, подарочное издание – особой разницы нет, хотя издательство «Эксмо», в котором вышел каталог, верен своим традициям: и формат, и верстка, и редакторская работа (редактор Каталога искусствовед София Бирина) – на высшем уровне. Причем это тот самый случай, когда размер (он же формат) имеет значение, ибо в меньшем формате иллюстрации явно бы затерялись, исчезли бы столь необходимые детали.

Продуманный дизайн каталога должен, считаю, удовлетворить самым взыскательным вкусам, ибо в нем много «воздуха», добротный научный материал не перенасыщен заумной терминологией, которая бывает непонятна даже отнюдь не рядовому читателю, чем зачастую грешат подобные издания.

Содержание стандартное – вступление, три статьи, собственно Каталог и список произведений коллекции. Как в старых добрых традициях научного издания. Но как это сделано! Если в своем вступительном слове директор коллекции Илья Кушнирский начинает с того, что «эта коллекция родилась из страстного увлечения», то директор московского Музея русской иконы имени Михаила Абрамова Николай Задорожный обращает внимание на тот факт, что коллекция Олега Кушнирского «способна достоверно представить важную веху развития русского религиозного искусства – позднюю русскую икону». А коллекционер русской иконы Сергей Ходорковский высказывается о смысловом стержне коллекции, считая, что «это прежде всего концепт, дающий представление о взаимосвязи событий, материальной и бытовой культуры».

Уже в первой главе «Путь русской иконы в Америку» ее автор Анна Иванникова, специалист по русской иконописи XVII – начала XX века, ввела читателя в курс дела, поведав о коллекции Олега Кушнирского, которую он начал собирать в сложные для России 1990-е.

Доктор философии Университета Чемпена в Калифорнии, главный редактор Journal of Icon Studies Венди Салмонд рассказывает, как формировалось знание о русской иконе в Америке, которая до 1920-х практически не имела понятия о традициях иконописи в России, об иконописных центрах.

Как это соприкасается – Америка и русская икона, которую в России после Октябрьской революции называли «обломками старого режима»? Но в 1930-х молодой стране потребовалась валюта, и «обломки» за доллары стали продавать американским любителям экзотики. Тогда же и появились первые коллекционеры.

О «виражах судьбы» коллекционера Олега Кушнирского, о том, как создавалась его коллекция очень живо повествует Алек Д.Эпштейн, доктор философии Иерусалимского университета, руководитель Историко-культурологической ассоциации Discovery Routes.

На презентации Каталога в Великом Новгороде
На презентации Каталога в Великом Новгороде

В самой биографии коллекционера, как в своеобразном срезе истории иконописного искусства России, отразились все перипетии русской иконы. Расцвет, Упадок, Возрождение – я не случайно написала эти слова с Большой буквы в том смысле, что все периоды, что переживала русская икона, длились не одно десятилетие. Их надо было пройти, понять, пережить. Например, пережить трагедию длительной борьбы советской власти с религией в 1920-1930-х, когда повсеместно уничтожали храмы и монастыри, грабили их имущество, расстреливали монахов, сбрасывали колокола, сжигали иконы. Потом – трагедия вялотекущая, незаметная постороннему глазу, когда иконы Палеха, Мстеры, Холуя, других иконописных центров нелегально уходили за рубеж, поскольку торговать ими официально было запрещено. И. наконец, 1990-е, когда открылись границы. Сложные времена. Иконы теперь можно было запросто вывезти на Запад, в США. Но тут высветилась другая проблема: рынок наводнился подделками…

Олег Кушнирский жил в Ленинграде, работал фотографом, снимая в основном произведения искусства, вошел в круг элиты антикваров и коллекционеров, много ездил по России, побывал на Севере, в Нижнем Новгороде, Ярославле, Владимире, Коврове, других городах. Однажды в Елабуге на его глазах на центральной площади собрали целую гору икон высотой с трехэтажный дом и сожгли. Он видел в 1980-е в деревенском клубе перегородки, сколоченные из больших церковных икон. А сколько нечто подобного происходило по всей России, кто ж знает?!

В 1992-м Олег Кушнирский с семьей переехал в Нью-Йорк, где ему, можно сказать, повезло: он «вписался» в местный антикварный рынок в Chelsea, потом там же открыл антикварный бутик. Его «насмотренность», начавшаяся еще в Ленинграде, выросла в абсолютно профессиональное видение своей коллекции. Его интересовала так называемая поздняя русская икона, которая, по мнению специалистов, считается «одной из недооцененных страниц в истории русского искусства».

И вот эта недооцененная икона в количестве 46 произведений русской иконописи XVII – начала XX века здесь – во всем своем величии. Это работы, созданные в Палехе, Мстере, Холуе, в старообрядческом селах в Гуслице, Ветке, в мастерских центра России. По словам Анны Иванниковой, «эстетические пристрастия Олега Кушнирского обусловили определенный набор сюжетов: «Воскресение – Сошествие во ад» с праздниками, избранные святые с цитатами из жития, почитаемые образы Богоматери со сценами сказаний и чудес».

Очень интересны иконы из Ветки, что в Гомельской области, которые создавали местные старообрядцы с элементами барочной культуры, которая господствовала в Беларуси в XVIII веке.

Преподобный Алексий, человек Божий, с житием в 12 клеймах. Середина XIX века. Ветка
Преподобный Алексий, человек Божий, с житием в 12 клеймах. Середина XIX века. Ветка

Вот одна из икон, написанных в Ветке. Преподобный Алексий. Авторская живопись здесь в очень хорошей сохранности. Вообще изображения преподобного Алексия были очень распространены на Руси еще во второй половине XVII столетия. Именно этот святой был небесным покровителем царя Алексея Михайловича Романова. В целом же житийные образы этого святого довольно редки и встречаются чаще в иконописи Нового времени.

Что касается Гуслицы, то промыслы мастеров гуслицких деревень известны и описаны, в том числе и иконы старообрядческих иконописцев.

Каждая икона сопровождается научным описанием ее внешнего вида, а также текстами, касающимися изображений. Они короткие, емкие, но весьма информативные. На каждой странице – своя история, свой красочный мир, который открывается перед нами во всем своем изобилии и исторической правде. Разглядывая их, отдыхает глаз, но работает мозг, разыгрывается воображение, и безмолвные, такие статичные квадратики-клейма как будто начинают движение в глубь истории, как будто заново проживают свои жития, как будто на каждого нисходит нечаянная радость от соприкосновения с делом рук мастеров, которые писали свои иконы и не думали о пути, им предназначенном.

Впрочем, путь издания к сердцу читателя, почитателя, искусствоведа, ученого – это не менее тернистый путь, который проделал коллекционер Олег Кушнирский. Надо, чтобы о книге узнали. И вот была организована серия презентаций в разных городах России.

Анна Иванникова, научный редактор каталога выступает на презентации
Анна Иванникова, научный редактор каталога выступает на презентации
Анна Иванникова
Анна Иванникова
Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-запроведника
Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-запроведника
Сергей Ходорковский, коллекционер и консультант издания
Сергей Ходорковский, коллекционер и консультант издания
Выступление струнного квартета на презентации
Выступление струнного квартета на презентации

Так, 25 октября презентация Каталога состоялась в Великом Новгороде в Музее изобразительных искусств. Книгу представил сын коллекционера Илья Кушнирский. На мероприятии выступали Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, эксперт и консультант издания Сергей Ходорковский, хранитель коллекции поздней русской живописи Эрмитажа Анна Иванникова, другие специалисты. Все говорили об издании как о ценном подарке и для исследователей, и для широкой публики. Сергей Брюн отметил, что «памятники, которые уходили за рубеж… собраны в единую целостную коллекцию». Анна Иванникова сказала, что «далеко не все собрания опубликованы и доступны даже для узких специалистов. Желание семьи Кушнирских поделиться коллекцией заслуживает всяческой благодарности и со стороны исследователей, и со стороны тех, кто хочет познакомиться с историей русского религиозного искусства имперского периода».

На презентации Каталога в Угличе
На презентации Каталога в Угличе
Выступает директор Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Наталья Викторовна Чванова
Выступает директор Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Наталья Викторовна Чванова
Выступление юношеского хора Детской хоровой школы мальчиков и юношей города Конаково
Выступление юношеского хора Детской хоровой школы мальчиков и юношей города Конаково

4 ноября еще одна презентация прошла в старинном русском городе Золотого кольца России – Угличе. Он состоялась в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств-2023» и прошла под девизом «Искусство объединяет» в Угличском Кремле. Книгу представил сын Олега Кушнирского Илья Кушнирский, подарив городу несколько экземпляров, и теперь этот необыкновенный Каталог, представляющий интерес для специалистов, истинных ценителей искусства, экскурсоводов угличане смогут детально изучать в стенах Угличского музея, в городских библиотеках, в художественной школе.

«Сейчас, когда русскую культуры пытаются запретить различными способами, Олег Кушнирский делает обратное. Он спас ряд замечательных икон Палеха, Мстеры, Гуслиц и других центров от статуса «русских сувениров», - сказано было в одном из выступлений.

…Итак, уникальный Каталог, вышедший тиражом всего в тысячу экземпляров, начал свой поход к сердцам читателей. Его авторы, Олег и Илья Кушнирские, издатели – все, кто причастен к появлению книги, надеются, что поход этот не станет «хождением по мукам», а доставит радость тем, кто хотя бы прикоснется к Каталогу, пролистает его страницы с праздниками и житиями и задумается о нашем прошлом. Оно не пропало, не сгорело, не исчезло. Оно и здесь, на каждой странице великолепной Книги с Большой Буквы. Которая останется в наших сердцах.

Всю коллекцию икон можно увидеть на russianicon.com

#искусство#древнерусское искусство#Новгородский музей-заповедник#Угличский историко-архитектурный и художественный музей#коллекционирование#русская икона#Олег Кушнирский#Сергей Брюн#Анна Иванникова