20 ноября 60-летие отметил профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики Университета Лобачевского Тимур Радбиль. Он почти 20 лет преподает в ННГУ. Начало беседы – по ссылке.
Тимур Беньюминович поделился с нами своими размышлениями о том, как за это время изменились студенты и каким должен быть современный преподаватель.
Вы почти два десятка лет преподаете в Университете Лобачевского. Как, на Ваш взгляд, за это время изменились студенты? Ведь сейчас у них есть доступ к невероятному объему информации.
«Да, сегодня в распоряжении студентов есть современные гаджеты, но, на мой взгляд, это часто является неким минусом в плане интеллектуальной подготовки. Ведь когда нам приходится самим применять таблицу умножения, развивается наша голова, когда приходится учить наизусть стихи, тренируется память и в целом когнитивные способности. Когда же вместо нас это делают гаджеты, то мы передоверяем им что-то очень важное. В итоге что мы видим? С одной стороны, сегодня у студентов кругозор шире, чем раньше, но вот умения работать с информацией это не прибавляет. Да, гаджеты избавили нас от многих рутинных вещей, но что-то важное при этом мы все-таки потеряли».
А каким должен быть современный преподаватель?
«Я думаю, что он в первую очередь должен быть профессионалом. Ведь еще никто не придумал методику, которая подошла бы всем педагогам. Преподавание - это как написание картины или романа. Это скорее индивидуальное искусство, чем наука. Преподавателю обязательно должно быть интересно то, что он делает. И он должен этим заразить студентов, тех, с кем он беседует. Я знаю массу примеров, когда сотрудник вуза – блестящий ученый, но при этом ни разу не преподаватель. Это разные вещи – уметь самому плавать и учить плавать других».
А как вы реагируете на ошибки в речи, в орфографии или пунктуации у окружающих вне работы? Как вообще относитесь к ошибкам?
«А как мы относимся к больным людям, к хромым, плохо видящим? С сочувствием. Их жалко, но понимаешь, что в ряде случаев ведь все это лечится… В целом, конечно, разного рода ошибки – это плохо. С другой стороны, для меня любая ошибка – это потенциальный лингвокреатив. Даже если, например, на рынке на прилавке написано «кАлбаса» вместо «колбаса», мне уже смешно, понимаете? Другое дело, что люди должны понимать, что такие ошибки делать стыдно. Сейчас почему-то не стыдно быть неграмотным. В сообщениях в мессенджерах, в смс никто не ставит запятые, а я всегда пишу со знаками препинания и с большими буквами. Я считаю, что так нужно делать. И чтобы переломить ситуацию, необходимо сделать так, чтобы писать с ошибками снова стало стыдно. Как стыдно ходить в грязной, рваной одежде, неумытым и непричесанным…».