Найти в Дзене
Михаил Исаев

Карагасы – черные асы в Сибири

Тофалары
Тофалары

Карагасы – слово, состоящее из двух слов «кара», что означает черный и «Гасы» – название народности. Гасы или Касы проживали в долинах рек, стекающих с западных склонов Восточного Саяны. Эта народность родственники тубинцев и тофаларов, но все-таки у них была своя река - Касыр (совр. - Казыр). Его исток находится в Тофаларии, затем сливаясь с рекой Амыл и он образует Тубу, которая буквально через 100 километров впадает в Енисей. Реки, вероятно, точно отмечают границы владений древних народностей.

Точно не известно, что появилось раньше – река по названию которой стали называть народность, или народность, давшая название реке, ведь у тофаларов каждая река считалась потомственным владением – охотничьем угодьем определенной семьи. Название семьи состояло из гидромнима «ас»/ «сас»/ «зас» и добавления дополнительных букв. Получаются Касыр, Анзас, Кизас, Кунзас, Назас, Амзас, Аскиз, Мрассу - это все названия местных рек.

В кетском языке, который был распространен в этом регионе до прихода тюркоязычных народов, слово «зас» или «сас» - означает река, а слово «кета» - человек. Так что «аса–кета» – речные люди. Но чаще слово употреблялось без «кета» – просто «аса» или «асы».

Асы (азы) упоминаются в трех наиболее крупных орхонских рунических текстах: в честь Кюль-тегина, Бильге-когана и Тоньюкука.

Черные асы (Карагасы) жили в остроконечных юртах. В летнее их покрывали берестой, в зимнее – звериными шкурами. По данным А.П. Дульзона в их языке отсутствуют термины для обозначения частей дома, такие как комната, сени, потолок, оконные рамы, стекла, печь, дымоход. Кроме охоты и рыбной ловли, широко было развито собирательство орех, ягод и клубней сараны с кандыком.

Словом «кудай» старики обозначали «святое» место. В старину существовал обычай ставить в лесу деревянные изображения коней. Деревянные фигурки коней изготовлялись различной величины: от маленьких в несколько сантиметров до больших, изображающих лошадь в натуральную величину. Иногда фигура обтягивалась сверху лошадиной шкурой или изготовляли чучело из шкуры, набитой сухой травой. Маленькие фигурки подвешивали на деревья, а большие ставили в лесу между деревьями. Место, где стояли фигурки деревянных коней, называлось «кудай»[1].

Лошадь считалась высшим божеством – Ульгень.

Медведя почитали ка предка, называя «ире» — дедушка. Было принято складывать в дупло кедра кости убитого и съеденного медведя. Их называли «карын». Считалось, что сухие медвежий лапы, хранящиеся в дупле дерева, недалеко от дома, являются лучшей защитой против колдовства, порчи и наговоров.

Покойников подвешивали покойника на деревьях или оставляли в колоде на поверхности земли. Иногда захоранивали вместе с конем.

Часть карагасов мигрировала на Север. В начале XX века они проживали в низовьях рек Томь и Чулым, на реке Кеть. На сегодняшний день последними из карагасов можно считать тофаларов, живущих в высокогорных тундровых районах на границе Красноярского края и Иркутской области, а также оленеводов Тоджи республики Тува.

[1] Г.И. Пелих «Происхождение селькупов»