Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Гибель эскадры" или второе затопление Черноморского флота (часть 2)

Безусловно, записки бывшего командира эсминца "Керчь" В.А.Кукеля являются ценнейшим материалом по данному вопросу. Ценнейшим, но не единственным. В этих записках очень подробно разбираются манипуляции капитана 1-го ранга Тихменева, который увел часть флота обратно, в Севастополь. Для него, тогда (в 1923 году, когда издавались его записки) это был очень важный вопрос. За рубежом жили его "оппоненты", клеймившие его позором.

Нам проще, с высоты прошедших лет мы видим всю ситуацию, и понимает чего кто стоит. Мотивы бывшего командира линкора "Воля" (бывший "Александр III) и его команды понятны. Линкор, в принципе, имел "украинизированную" команду, главным мотивом которой было вернуться любой ценой поближе к дому. Похожие мотивы были и у самого Тихменева. Затопить линкор, и остаться никем на берегу, в окружении "быд..." (революционных матросов) ему не импонировало. Вообще, конечно, скверный симтом, когда у офицера теряется система приоритетов, и ему проще сдать корабль (линкор) врагу... Как там в бессмертном "Гамлете": «Гниль завелася въ Датскомъ королевстве.»

Цитирую статью в "Вики..."

"В июне 1918 года принял командование над Черноморским флотом у вице-адмирала М. П. Саблина при отъезде его в Москву для обсуждения вопроса о затоплении флота. Отказался выполнять приказа о затоплении кораблей. Вопреки этому приказу 17 июня 1918 года увел часть кораблей (линкор «Боля» и шесть эсминцев — «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», «Пылкий», «Жаркий» и «Поспешный») обратно в Севастополь, сдав приведенные из Новороссийска корабли командующему в Крыму Черноморским флотом адмиралу Канину В. А." (орфография сохранена, в том числе и про линкор "Боля")

Для начала, это вран... (простите) "альтернативная правда", ибо адмирал Канин В.А. 13 декабря 1917 года был уволен от службы, находился он очень далеко от Севастополя, и на тот момент был он НИКЕМ (и звать его было НИКАК). Это потом его "подняли на щит". А смысл сей подтасовки только в том, чтобы не писать правду. А,Тихменев сдал корабли НЕМЦАМ (есть конкретные фамилии тех кто их принимал). Ладно, об этом чуть позже.

В.А.Кукель описывает ситуацию так: "Утром 17 был принят сигнал «Пол. 2», а затем «Пол. 1». На эти сигналы ответили и начали разводку паров только: «Свободная Россия», «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий», «Жаркий» и «Живой». Не выполнили же приказания: эсминцы «Пронзительный», «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия», «Фидониси», «Капитан Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый» и «Стремительный». Около 11 часов утра корабли ответившие на сигнал начали выходить из гавани на рейд где становились на якорь, — кроме «Свободной России», которая хотя и решила идти в Севастополь, но вследствие отсутствия большинства кочегаров не могла поднять паров в достаточном количестве и продолжала стоять в гавани вдоль мола. Выход судов на рейд представлял из себя весьма беспорядочную картину: вследствие дезертирства команды большинство кораблей не было в состоянии поднять в достаточной мере пары и выходили на буксире других. Когда корабли вышли на рейд на эсминце «Керчь» был поднят сигнал следующего содержания: «Судам идущим в Севастополь: Позор изменникам России!» Этот сигнал был отрепетован оставшимися в гавани кораблями (любопытно отметить, что как из под флага командующего «Воля» так и на других судах к которым этот сигнал относился было поднято до места «Ясно — вижу»)". (Молодец, разглядел, видимо пытался грозить, но был не понят).

А, вот теперь мы смотрим, что произошло с теми, кто ушел в Севастополь (дабы не писали, что корабли были переданы адмиралу Канину).

Линкор "Воля"

Сразу по прибытию в Севастополь к трапу линкора прибыла немецкая пехотная команда, которая выкинула команду (вместе с незадачливым командующим) с корабля, были сняты и свезены на берг стреляющие приспособления с орудий, сняты детали турбин. У трапа был выставлен караул. Но использовать линкор немцы не смогли, (в отличие от других кораблей) т.к. отсутствовала команда.

"Воля"  в Новороссийске
"Воля" в Новороссийске

В связи с тем, что корабль требовал ухода, немцы допустили 86 человек для обслуживания систем, но кораблём по-прежнему распоряжалась германская оккупационная администрация. Потом пришли интервенты, набрали команду, и... отправили корабль в турецкий порт Измит. Обратно корабль вернулся только в августе 1919 года, когда англичанам стало выгоднее вооружить "белых", чем воевать самим. Линкор был переименован в «Генерал Алексеев» (в честь М. В. Алексеева) и возглавил Белый Черноморский флот. Участвовал в боевых операциях Белой армии против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вёл артиллерийские дуэли с очаковскими батареями Красной армии, отражал атаки их самолётов. Судьба его была предопределена. Он канул в вечность во Франции (но не в Бизерте). Он достаточно долго был предметом тяжб между Францией и СССР. В конце концов французы разделали его на металл в Тулоне в счет процентов по долгам царского правительства. Но произошло это только в 1936 году. Но...

Орудия русского линкора французы сохранили в арсенале в Бизерте. 12 305-мм орудий в 1940 году были предложены французами Финляндии, но финны получили только восемь орудий, 6 из которых были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Мякилуото и Куйвасаари, а 2 штуки вернули после переговоров в СССР.
В конце Великой Отечественной войны батарея из трёх железнодорожных транспортёров, захваченных финнами в базе ВМФ Ханко, восстановленных с использованием этих орудий, была передана Советскому Союзу и использовалась по назначению в составе советской береговой обороны на Балтике. В настоящее время одно из орудий, поставленных на специальное железнодорожное шасси, находится в форте Красная горка, другое выставлено в музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, а третье экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве. Четыре орудия не успели прибыть в Финляндию и были в Норвегии захвачены немцами в 1940 году.В 1942 году эти орудия немцы установили на батарее «Мирус» на острове Гернси в Ла-Манше, являвшимся одним из укреплённых пунктов «Атлантического вала». Три орудия из береговых батарей на островах Аэгна и Найссаар немцы как компенсацию передали Финляндии для восстанавливаемой батареи на полуострове Ханко. В сентябре 1944 года, после подписания соглашения о перемирии с Финляндией, эти орудия были возвращены СССР и состояли на вооружении. На батарее «Мирус» орудия простояли до окончательного их демонтажа в 1951 году.

"Безпокойный" (Пишу, как принято в те времена, командир л-т М.А.Лазарев)

-3

С "Беспокойным" (так принято писать сейчас) все просто: команду во главе с командиром немцы вышвырнули с корабля, и стал он немецким "R-1" (R- "russisch"). Не не надолго, до ноября 1918 года, пока немцы не капитулировали перед союзниками. 24 ноября 1918 года корабль был захвачен англо-французскими интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт... (какой?)

Сайт ЧФ пишет о том, что он был уведен в порт "Измир на Мраморном море". Ну, вообще-то, если память мне не изменяет, на Мраморном море находится не Измир, а Измит (но, видимо, военным без разницы, али память меня подводит). Дальше все традиционно. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале 30-х гг. разобран на металл.

«Дерзкий» (командир лейтенант Л.Л.Житков)

-4

С ним все тоже самое, только у немцев не хватило сил его довести до ума. А, так для него был зарезервирован номер "R-2"

"Живой"

-5

В отличие от предыдущих миноносцев, это был миноносец "предыдущего поколения" с паровой машиной. Он прибыл в Севастополь из Новороссийска и был захвачен германскими войсками, укомплектован немецкой командой и 22 октября 1918 года, под литерой «R 12», введен в состав ВМС Германии на Чёрном море. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и вскоре передан в распоряжение белогвардейского командования.
3 апреля 1919 года ушел из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года вторично зачислен в состав морских сил Юга России. В августе 1919 г. под командованием капитана 2 ранга А. Д. Кисловского участвовал в Одесской операции (десанте ВСЮР на Сухом Лимане). Команда эсминца взяла в плен и казнила одного из основоположников русской авиации, перешедшего на сторону большевиков Михаила Никифоровича. Ефимова.
В августе 1920 года эсминец участвовал в высадке десанта на Кубань, в ходе операции получил повреждения от подрыва на минном заграждении красных у Ахтарского лимана и был отбуксирован в Крым для ремонта.
Накануне Крымской эвакуации эскадренный миноносец «Живой» в составе кораблей 2-го отряда Черноморского флота пришёл из Азовского моря в Керчь. На него было погружено 250 человек из числа Донского офицерского резерва и эскадрона 17-го гусарского Черниговского полка. Из-за выхода из строя машины корабль вёл буксир «Херсонес». Его команда решила остаться в Крыму, и на буксир для управления перешла вся команда миноносца за исключением.2 офицеров и 5 членов команды, которые остались на буксируемом миноносце. 5(18) ноября он вышел из Керчи, а во время семибального шторма в ночь с 7-8 (19-20) ноября лопнул бурсирный конец, завести новый с «Херсонеса» не смогли как и снять пассажиров, корабль остался дрейфовать.

Принято писать: "Оба судна не имели радиостанции и о трагедии на Русской эскадре узнали только по приходе в Константинополь. На поиски были направлены транспорт «Далланд» и французские и английские миноносцы, но «Живой» видимо затонул и 257 человек погибли, имеется архивный рапорт французского флота".

В принципе, сохранились и кое-какие воспоминания (не знаю, насколько они достоверны). Там все чуть иначе. Привожу ради интереса:

"Вскоре подвели старый миноносец «Живой», стоявший до того в порту из-за порчи машин, нагруженный дровами. Особому офицерскому отряду приказано погрузиться на «Живого». Отряд погрузился. Было немного тесновато. Это было 2 ноября 1920 года. День был теплый, солнечный.
3-я сотня расположилась на корме миноносца на дровах, не отдавая себе отчета в том, что при первой же буре все эти дрова с их пассажирами полетят за борт. В тот момент действительно никто не предвидел той страшной катастрофы, какая поджидала «Живого» и его пассажиров. Разместившись на «Живом» кто как мог, все успокоились. Нервность упала, но стал ощущаться голод. Но вот подходит миноносец «Дерзкий» (один из новейших миноносцев, спуска 1916 года) и пришвартовывается к «Живому». Подходят к борту матросы, и завязывается разговор.
Офицеры просят хлеба. Матросы охотно делятся. К борту подходит полковник Попов, командир 3-й сотни, который устроился на «Дерзком», где один из офицеров экипажа был ему родственником или станичником. 3-я сотня сразу же обратилась к нему с просьбой устроить пересадку сотни на «Дерзкого». Полковник Попов, переговорив с капитаном и получив его согласие, передал о том сотне. Сотня перебралась на «Дерзкого», а с ней и несколько человек из пулеметной команды. «Дерзкий» был совершенно пуст, и 3-я сотня была его первыми пассажирами.
Где и как перегрузилась 4-я сотня на катер «Херсонес», который взял на буксир «Живого», я не знаю. Но когда вся флотилия тронулась из Керчи, держа курс на Константинополь, на «Живом» оставались 2-я, 5-я и 6-я сотни, часть пулеметной команды и штаб особого отряда.
«Дерзкий» был взят на буксир ледоколом «Джигит», так как часть нефти с «Дерзкого» была перекачана на миноносец «Беспокойный», на котором находился начальник Керченской флотилии, а на «Дерзкого» было перегружено с какого-то другого парохода 300 человек из дивизии генерала Гусельщикова.
В 3 часа дня 3 ноября переполнены до отказа людьми 1-й дивизии и подошедшими из Феодосии кубанцами пароход «Харакс» вышел на Керченский рейд. Генерал Абрамов объехал на катере все погруженные пароходы, отдал последние распоряжения, и в ночь на 4 ноября суда в кильватерной колонне пошли на Константинополь. Поднялся сильный осенний шторм, грозивший большими бедствиями перегруженным судам.
«Дерзкий» недолго был на буксире у «Джигита». Еще не скрылись крымские берега, как буксирный трос лопнул. «Джигит», по-видимому, непроглядной ночью, при шуме и грохоте волн, этого не заметил и продолжал свой путь. Это вызвало сильное возмущение среди матросов «Дерзкого». Так, наш «Дерзкий» остался в открытом море на произвол судьбы.
Капитан «Дерзкого» решил использовать небольшой остаток нефти и попытаться выйти к турецким берегам в направлении к Синопу. Пустили в ход машины, но нефти оказалось мало, и миноносец вскоре вынужден был остановиться. Шторм не унимался. Миноносец повернуло поперек волны и стало гнать к болгарским берегам на минные поля. «Дерзкий» оставался в таком положении более 2-х суток. Судно бросало как щепку. Крены временами были такие, что все валилось с коек, посуда летела со столов, а в кубриках становилось совершенно темно.
Что же происходило в это время на «Живом»? Офицеры 4-й сотни, находившиеся на «Херсонесе», так описывали драму «Живого». По выходе из Керчи «Живой» тоже недолго был на буксире у «Херсонеса». В один из сильных порывов ветра буксирный трос лопнул. «Херсонес» подал якорную цепь. Якорная цепь тоже лопнула. Тогда капитан «Херсонеса» передал на «Живой», что он использовал все средства, имевшиеся в его распоряжении, и ему после этого не остается ничего другого, как догнать флотилию и доложить об этом ее начальнику. «Херсонес» пошел, а «Живой» был оставлен. Будучи совершенно беспомощным из-за порчи машин, судно было повернуто поперек волны. Старой конструкции, оно такого «единоборства» с разбушевавшейся морской стихией выдержать не могло и действительно не выдержало. Где-то около крымских берегов жуткой непроглядной ночью «Живой» пошел ко дну, унеся с собой в пучину около 250 человек Донского офицерского резерва и экипаж.
Вернемся теперь к тому, что происходило на миноносце «Дерзкий», на котором имелось радио. Благодаря ему «Дерзкий» до известной степени был в курсе почти всех перипетий нашего «исхода». Поэтому можно было установить, поставили ли капитаны «Херсонеса» и «Джигита» в известность обо всем случившемся начальника флотилии. Должен сказать, что пишущий эти строки находился на «Дерзком» и помещался в унтер-офицерском кубрике, где помещался и радист, который все время информировал нас о всех переговорах, как с главным командованием, так и с другими судами.
«Дерзкий» непрерывно взывал по радио о помощи. Главное командование запросило начальника Керченской флотилии: нуждается ли он в помощи? Начальник флотилии ответил, что все его суда идут в порядке. Судя по такому ответу, начальник флотилии не знал, что случилось с «Живым» и «Дерзким». Следовательно, капитаны «Херсонеса» и «Джигита» не сообщили о случившемся своему начальнику.
«Дерзкий», перехватив такой ответ начальника Керченской флотилии, тотчас же снова послал призыв о помощи, указав на сей раз приблизительно и место своего нахождения. В ответ на это главным командованием было послано в море два парохода: «Илья Муромец» — на помощь «Дерзкому» и «Даланд» — вообще навстречу судам оказать помощь, если в ней какое-либо судно будет нуждаться. «Илья Муромец» прошел стороной, не заметив «Дерзкого», а «Даланд» натолкнулся на «Дерзкого». Несмотря на сильный шторм, «Даланд» сумел подать «Дерзкому» три троса различной толщины. «Дерзкий» был спасен. Когда уже «Дерзкий» был взят на буксир, подошел и «Илья Муромец»...
3-я сотня особого Донского отряда, сгрузившись в Константинополе с «Дерзкого», разбрелась в разные стороны. 4-я сотня некоторое время сохраняла еще видимость воинской части, но потом тоже вынуждена была распылиться. Такова судьба особого Донского офицерского отряда.
Гибель 250 донских офицеров и экипажа не нашла тогда никакого отклика в кругах наших «верхов». Никто даже не поинтересовался выяснить причины такой печальной их участи. Наоборот, поначалу даже старались скрывать все это. Но так или иначе, а история особого Донского офицерского отряда войдет отдельным звеном в длинную цепь трагедии казачества.
Б. Пылин, «В кадетской роте в Феодосии».

(Продолжение следует)