Найти тему

«Фотограф и модель — это кисти и холст»: самарский фотограф Толя Эн о конфликте с Маратом Сафиным, творчестве и пересветах

Оглавление

Почти у каждого человека есть кумир, который вдохновляет и мотивирует совершенствоваться в профессии. Но что произойдет, если он неожиданно обрушит на вас поток хейта?

Самарский фотограф Толя Эн поделился своей историей о том, как он столкнулся с грубой критикой от Марата Сафина, известного портретного фотографа в России. А ведь когда-то он вдохновили его взять в руки камеру.

Но это интервью не только о преодолении трудностей, но и о творчестве Толи. Ведь не каждый день можно встретить фотографа, который любит пересветы на снимках.

Мне посчастливилось быть моделью на съёмке Толи, поэтому эту статью я подкреплю фотографиями, которые мы вместе сделали ещё летом
Мне посчастливилось быть моделью на съёмке Толи, поэтому эту статью я подкреплю фотографиями, которые мы вместе сделали ещё летом

Я заметила, что ты почти ничего не рассказываешь о себе в интернете, поэтому давай начнём с этого. Расскажи о себе.

Сейчас мне 30 лет. Фотографией осознанно занимаюсь примерно с 2020 года, то есть с 27 лет. Это основная и на удивление единственная моя деятельность. Мой рост 2 метра и тело в татуировках. Плюс, три татуировки на лице.

До сих пор не знаю, почему начал фотографировать. Просто так получилось. Удивительно, что продолжаю этим заниматься, потому что раньше я рисовал акварелью, а позже увлёкся музыкой, но ничего из этого не срослось.

Я сомневаюсь, но возможно любовь к акварели дала такую светлую и воздушную картинку на моих сегодняшних работах.

Начал свой путь с камеры Nikon D610 и объектива AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G. Также я проходил обучение в самарской фотошколе «Фотокрафт». До сих пор её рекомендую.

Что тебя вдохновило попробовать себя в роли фотографа?

Когда-то давно я увидел фотографии Марата Сафина* в ленте ВК. Они меня зацепили своей атмосферностью. Позже он и стал моим любимым фотографом, работами которого я вдохновлялся. Но он мне нравился не из-за ню образов**, а из-за естественности и атмосферы на снимках. Плюс, мне всегда нравилась любительская плёночная фотография.

* Марат Сафин — известный российский фотограф, который снимает женские портреты в стиле ню. Автор группы в ВК «Полжизни я пропил, полжизни пропью». Имеет более чем 450 000 подписчиков в соцсетях.
**Ню фотосессия — обнажённая фотосессия, цель которой показать красоту человеческого тела.

У тебя на стене в ВК есть запись со скринами переписки с Маратом Сафиным. Что за конфликт произошёл между вами?

Случилась странная ситуация… Ночью 31 июля этого года мне написал Марат в ВК, чтобы докопаться до меня, моих работ и моего видения фотографии. Его критика сопровождалась грубыми словами, матом и оскорблениями. Например, он писал: «Это выглядит мерзко, блевотно, гнило».

В тот момент я переживал творческий кризис —  постоянно сомневался в своих работах. Часто думал: «А может я и правда фигню делаю? Или у меня может быть проблемы со зрением? Может мне прекратить заниматься этим?».

Диалог с Маратом меня добил. Поэтому я решил выложить пост о том, что прекращаю заниматься фотографией. На следующее утро я получил около 200 сообщений в личку ВК и Telegram с поддержкой. И ещё комментарии под самим постом. Ещё раз благодарю всех, кто поддержал меня. Я всем ответил в знак благодарности, начиная с 7 утра и до 7 вечера. Забавно, люблю цифру 7. Кому-то ответил текстом, а кому-то голосовыми.

До сих пор не понимаю, зачем всё это было. Но скажу, что он потом извинился, и мы пришли к миру. Отношение к Марату Сафину после этого у меня не изменилось. До сих пор с уважением отношусь к его творчеству, потому что он умеет делать атмосферу, видеть её и ломать разные фотографические стереотипы.

Твои работы часто критикуют из-за пересветов. Как ты справляешься с негативными комментариями?

В последнее время, особенно после ситуации с Маратом Сафиным, реагирую спокойно. Учитываю мнение, даю обратную связь практически всем. Вообще, я считаю, что человека лучше поддерживать в его начинаниях. Это намного продуктивнее, чем критика, потому что творец и сам может себя критиковать.

Как создаёшь фотографии?

У меня нет конкретной цели. Просто хочу показать красоту моделей и атмосферу с помощью плёночных снимков и внешности человека. Плёночная картинка сама по себе атмосферная и дополняет модель.

При этом я отношусь к процессу создания фотографий максимально просто, чтобы у меня было больше вдохновения. Но перед съёмкой всегда в первую очередь думаю о безопасности модели, поэтому на этапе обсуждения фотосессии согласовываю образ, локацию и даже то, что буду фотографировать.

Потому что фотограф и модель — это кисти и холст. То есть без холста не будет рисунка.

Обычно фотографы перед фотосессией находят референсы, но мне банально лень этим заниматься. Поэтому я просто смотрю на модель и подмечаю какие-то моменты, которые хочу сфотографировать. Обычно это живое позирование. Если вижу, что модель классно стоит, но поза выглядит искусственно, я прошу повторить движение и в этот момент фотографирую. Живые фотографии усиливают атмосферу.

По умолчанию образ модели — это бельё или боди. Но я на счёт этого никогда не давлю. Если для модели этот образ слишком открытый, то отношусь с пониманием, и мы уже вместе думаем о компромиссе. Локация обычно квартира модели, потому что это удобно: никуда не нужно ехать, оплачивать студию, всегда есть чай или кофе.

На данный момент я снимаю на Nikon D780, объектив Nikon 35mm f/1.4G.

Твои фотографии можно узнать из тысячи, расскажи о своём стиле и как ты к нему пришёл?

Я не считаю, что у меня есть стиль. Я просто люблю плёночные фотографии. Вообще, считаю себя просто опытным любителем. Сейчас я планирую дальше развиваться в фотографии и монетизировать это дело. Поиск моделей, организация и съёмка — это уже как привычка.

Я постоянно пересматриваю свои работы, потому что мне нравится эта плёночная картинка, композиция, цвета, свет, модели, которых я фотографирую. Так я анализирую и думаю о том, как можно сделать фото ещё лучше, интереснее и оригинальнее.

Твои работы в среднем набирают по тысяче лайков и 20-30к охватов. Как ты продвигаешься?

  • Регулярно выкладываю серии фотографий по понедельникам
  • Предлагаю свои работы в фотопаблики
  • Даю обратную связь и активничаю в соцсетях

Да, на это уходит много времени, поэтому я часто сижу в телефоне.

Пользуюсь случаем, ещё раз хочу поблагодарить всех, кто следит за моим творчеством, лайкает, комментирует, репостит, донатит и добавляется в друзья. Это вдохновляет продолжать и дальше заниматься фотографией. И спасибо Александре за то, что была моделью на моей съёмке и взяла интервью.

И последний вопрос: какие советы ты можешь дать начинающим фотографам?

  1. Самый главный совет — это не загоняться в фотографиях и творчестве в целом. Просто кайфуйте, потому что это лучше помогает, чем перфекционизм. Главное на съёмках — это положительные эмоции, потому что модель заряжается ими и раскрепощается. Так и получаются живые кадры.
  2. Также стоит помнить, что на фотографии и на другую творческую деятельность всегда уходит много денег. И это нормально.
  3. Рекомендую найти преподавателя, фотошколу или купить курс у фотографа, чьи работы вам нравятся. Лучше учиться по ним, чем быть самоучкой. Отучившись, у вас будет мощный толчок, и вы быстро стартанёте, поэтому учёба тут важна.
  4. Помните, что творчество — это трудный и сложный процесс. Готовьтесь к трудностям, потому что будет много загонов и критики от окружающих.

Эта история напомнила мне о вечном вопросе: стоит ли отделять личность автора от его творчества? Ведь кто-то разочаровался в Марате Сафине после его грубых высказываний, а кто-то, как сегодняшний герой интервью Толя Эн, не поменял к нему и к его творчеству своего отношения.

Поэтому хочу узнать ваше мнение. Как вы думаете, стоит ли воспринимать личность творца (художника, фотографа, писателя и т. д.) и его творчество как одно целое? Или нужно разделять эти два понятия: оценивать творчество, независимо от личности человека?

На канале выкладываю интервью, рассказы и делюсь своей жизнью. Подписывайтесь!