Футбол – самый популярный вид спорта, которым заинтересованы миллионы людей по всему миру, и , казалось бы, в такой огромной стране, как Россия, есть все предпосылки для успешного развития этой игры. Но, к сожалению, за последние 30 лет наша сборная лишь дважды выступала достойно на крупных турнирах мирового или европейского уровня. Становится очевидно, что причина данной проблемы кроется не в плохих игроках или тренерах, она лежит гораздо глубже.
Проблема 1: Медиа освещение футбола
На данный момент сборная России находится на 38 месте в рейтинге ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций). Новые арены, построенные к чемпионату мира 2018 года, дали огромное увеличение посещаемости матчей нашего чемпионата, среднее число зрителей за период с 2016 по 2018 год увеличилось примерно на 6 тысяч человек и стало составлять 16817 зрителей, но это по-прежнему является крошечным показателем в сравнении с другими лигами.
Как мы понимаем, введение Fan ID снизило эти и без того маленькие показатели.
На все 16 команд российской лиги приходится примерно 22 миллиона долларов заработка от телевизионных показов за сезон, что является просто крошечной цифрой в сравнении с заработком наших же соседей из таблицы посещаемости. В 2-3 раза нас опережают такие не статусные страны как Норвегия, Греция, Польша. Турция зарабатывает в этом компоненте в 20 раз больше. Их заработок в рублях составляет около 39 миллиардов. Несмотря на столь низкие доходы российского футбола в сравнении с остальным миром, Россия находится в десятке по средней зарплате одному игроку в год. Затраты наших клубов за прошлый сезон составили около 730 миллионов евро из которых 72% ушло на зарплаты сотрудников и самих футболистов.
Проблема 2: Госфинансирование клубов
Из перечисленных выше цифр можно сделать вывод, что футбол в России не окупается и вообще работает в огромный минус. Встаёт вопрос: кто же окупает все приведённые убытки. В очень малом случае это частные спонсоры, а в большинстве же это государство, которое таким образом якобы поддерживает отечественный спорт и российскую лигу. По разным оценкам из бюджетов разных областей на профессиональные футбольные команды тратится около 300 миллионов евро в год. В прошлом сезоне РПЛ у 12 команд из 16 было прямое финансирование от государства или госкомпаний. Нигде кроме России и ещё нескольких стран СНГ государство не вкладывается в профессиональный футбол.
В декларациях 15 клубов РПЛ прописали у себя 62 млрд рублей доходов. Очень важная деталь, что во многом клубы это прописали, ведь некоторые спортивные команды в России считают заработком поступления из региональных бюджетов. Зачастую такие средства проходят по графе «прочие доходы».
Иными словами, сколько реально клубы РПЛ самостоятельно заработали, узнать невозможно. К примеру, деньги от «Газпрома» и «Лукойла» «Зенит» и «Спартак», судя по всему, прописали как коммерческие доходы. Самое печальное в этих отчетах — это заработок российских клубов в дни матчей (matchday). Сюда входят доходы от билетов, кейтеринга, мерча и так далее. То есть это деньги, полученные непосредственно от клиентов. И всего команды заработали 3,6 млрд рублей, из которых почти половина приходится на домашние матчи «Зенита» и «Спартака».
Главная проблема заключается в том, что команды в таких условиях перестают самостоятельно зарабатывать, а начинают полностью полагаться на государственные деньги. Зарабатывать деньги самому и экономить, зачастую, становится просто невыгодно, ведь гораздо легче просто осваивать государственный бюджет, выделенный на клуб на сезон. Именно такая неразумная трата больших денег приводит к исчезновению или регрессу команд.
Абсолютно по-другому дела обстоят с частыми клубами. Такие команды зачастую имеют меньшие возможности, чем государственные клубы, но при этом становятся успешными на равне с ними. Один из самых ярких примеров в России – футбольный клуб Краснодар, который за счёт грамотного управления вышел в РПЛ, попал в лигу чемпионов и уже стабильно закрепился в верхней таблице чемпионата, будучи созданным только в 2008 году. Его владелец – Сергей Галицкий вложился в инфраструктуру, построил современный стадион, частный парк на его территории, а также одну из самых лучших детских футбольных академий в стране, некоторые воспитанники которой уже играют в основной команде.
Из всего этого можно сделать вывод, что государству следует полностью перестать финансировать футбольные клубы. В условиях естественной конкуренции, когда все будут равны, лига начнёт развиваться, команды начнут расти и со временем выходить на хороший европейский уровень.
Проблема 3: Лимит на легионеров
Следующая проблема, мешающая развитию российского футбола – лимит на легионеров. Лимит на легионеров – это определённая часть регламента, не позволяющая клубам иметь в заявке большее количество иностранных игроков, чем разрешено лигой (С 2019 года: не более 8 иностранцев в заявке на матч) Изначально лимит кажется хорошей идеей, заставляющей тренеров вводить в состав воспитанников, проявивших себя на молодёжном уровне. По ходу матчей больше игровой практики получают отечественные футболисты, которые приобретают больше опыта и начинают конкурировать за место в основе. Но без наличия определённых условий лимит начинает работать в обратную сторону и даже вредить российским игрокам.
Проблема заключается в дефиците качественных российских игроков и перенасыщенности рынка огромными госвложениями. Складывается ситуация, когда за любого более менее талантливого игрока с российским паспортом, клубы готовы цепляться любой ценой. Откровенно средние футболисты по европейским меркам начинают получать неадекватно большие деньги. Все понимают, что игроки ещё недостойны таких зарплат, но дефицит хороших российских игроков, умножает нормальный доход футболистов в несколько десятков раз. Игроки, получив хороший контракт, в таких условиях перестают прогрессировать и в итоге больше половины из них не дорастают даже до уровня сборной.
В данном случае ситуацию может исправить, так называемый потолок зарплат, запрещающий молодым игрокам получать больше определённой суммы. Потолок зарплат поможет им концентрироваться на футбольной составляющей, а не на деньгах. Огромные суммы только вредят развитию молодёжи, и без вышеназванного условия лимит на легионеров будет работать только в минус.
Проблема 4: Детско-юношеский футбол
Проблемы детско-юношеского футбола самые обширные и важные из представленного списка, ведь именно уровень подготовки молодых футболистов оказывает важнейшее влияние на качество самого футбола в стране. В России их можно разделить на три основных пункта: 1. Инфраструктура 2. Система отбора 3. Система подготовки.
Несмотря на значительные финансовые вложения и введение в эксплуатацию значительного количества футбольных стадионов в течение последних восьми лет, материально-техническая база российского футбола по-прежнему остаётся слабой. В стране не хватает крытых манежей, приспособленных для игры в футбол на протяжении всего года. Учитывая климатические особенности страны, становятся невозможны занятия футболом в зимний период в большинстве регионов России, а особенно на территории за Уралом. Значительная часть новых полей не соответствует требованиям игры 11х11, их можно использовать только для игры в форматах 6х6 и 8х8.
Примеры Германии, Испании и менее футбольных стран, таких как Исландия, доказывают: крупные успехи на национальном уровне возможны только после того, как полноразмерные пригодные для игры круглый год поля будут доступны для всех желающих на всей территории страны. Например, в одной только Исландии на 27 тысяч населения приходится один крытый футбольный манеж и это в не футбольной по мировым меркам стране. В России же один футбольный манеж приходится на 2,2 миллиона человек, всего их в стране 68, 23 из которых находятся в Краснодарском крае.
Большинство клубом низших лиг российского футбола (таких как ФНЛ) вынуждены играть на устаревших стадионах очень плохого качества, что зачастую сказывается на посещаемости и низком уровне самой игры.
Отдельно стоит отметить дела обстоящие с футболом за Уралом. Известная поговорка «футбола за Уралом нет» говорит сама за себя, ведь на данный момент на территории, составляющей более 12 миллионов квадратных, километров осталось всего 9 профессиональных футбольных клубов. В сравнении с Германией, в которой равномерно на территории всей страны расположено огромное количество профессиональных футбольных клубов ситуация обстоит просто ужасно.
Клубы в этой части России просто выживают на деньгах, предоставленных государством, и в таких условиях сама спортивная составляющая отходит на второй план, ведь какое бы место ты не занял в сезоне, судьбу существования клуба будет решать глава того или иного региона. Переход на европейский календарь «осень-весна» не коем образом не помог в достижение спортивных успехов, а только поставил мелкие клубы в сложное положение, когда разделённое на два отрезка финансирование попросту не доходит до клубов, из-за чего они и банкротятся. Большинство клубом за Уралом, хорошо проявивших себя на региональном уровне, не могут позволить себе повышение в классе и попадание на следующую ступень российского футбола, так как у них просто не хватает на это денег.
Наконец, некоторые строящиеся к чемпионату мира 2018 года крупные объекты рискуют оказаться невостребованными после завершения турнира. Необходимо не допустить простоя дорогих современных стадионов. Известная в Европе практика под сдачу таких стадионов в безвозмездное пользование местным частным клубам пока что совершенно не находит отклика на территории России, а об образовании вокруг таких стадионов футбольных центров вообще речи не идёт.
Вторая проблема детско-юношеского футбола заключается в системе отбора юных игроков в футбольные академии, которыми зачастую руководят не очень футбольные люди, признающие один лишь результат. Стоит отметить сильную ориентацию таких академий на физические данные ребёнка, и в первую очередь это касается роста. Многим скаутам таких команда ставится строгая задача отбирать более развитых футболистов, способных приносить результат здесь и сейчас. Более же перспективные, но менее физически крепкие ребята оказываются просто незамеченными, ведь ни у кого нет особого желания развивать и шаг за шагом раскрывать скрытые качества такого игрока. Большинство академий просто выбирает более лёгкий путь.
Последний, один из важнейших аспектов – это низкий уровень системы подготовки молодых футболистов. Вся система зачастую строится на достижении результата, а навязанные тренерами и родителями мнимые амбиции убивают в детях саму любовь к футболу. «Победа любой ценой» встаёт на первый план перед самим развитием футболиста и его индивидуальных качеств. Именно из-за такой системы многие футболисты уже к 16-17 годам теряют мотивацию и любовь к футболу.
Из одной проблемы плавно вытекает другая, а именно низкий уровень подготовки тренеров, от которых зачастую и зависит развитие футболиста. В России развита тенденция, когда один тренер ведёт определённую команду с самого детства до 16-17. Но такая система сама по себе только вредит развитию игроков, которые на протяжении большинства детской карьеры вынуждены работать с одним и тем же человеком, не способным вложить в них никакой новой информации и взглянуть на них свежим взглядом. При таких тренерах формируется костяк основных игроков, остальные же футболисты в таких случаях практически не имеют возможности пробиться в состав и показать себя с новой стороны. Это идёт в разрез с системой подготовки в европейских странах, где игроки практически из года в год подвергаются обработки разных специалистов, работающих в рамках одной системы, но способных вложить в каждого что-то своё и раскрыть в футболистах скрытые таланты.
Большинство тренеров в России имеют очень низкую квалификацию, не дающую в полной мере развивать таланты футболистов, а общий уровень тренерского образования носит формальный характер. Низшие категории позволяющие заниматься тренерской деятельностью начинаются с категорий Cи D, но более 50% российские тренеры не имеют даже их. Повышать эту категорию и как-либо развивать тренерские задатки можно лишь в специальных региональных центрах подготовки, которых всего 8 по всей стране и которые находятся только европейской части России.
В России развита тенденция, когда один тренер ведёт определённую команду с самого детства до 16-17. Но такая система сама по себе только вредит развитию игроков, которые на протяжении большинства детской карьеры вынуждены работать с одним и тем же человеком, не способным вложить в них никакой новой информации и взглянуть на них свежим взглядом. При таких тренерах формируется костяк основных игроков, остальные же футболисты в таких случаях практически не имеют возможности пробиться в состав и показать себя с новой стороны. Это идёт в разрез с системой подготовки в европейских странах, где игроки из года в год переходят в разные возрастные категории (именуемые приставкой under, что с английского означает «до какого-то количества лет», например u18 – возрастная категория до 18 лет), подвергаясь тем самым обработкой разных специалистов, работающих в рамках одной системы, но способных вложить в каждого что-то своё и раскрыть в футболистах индивидуальные таланты.
И именно под руководством таких тренеров должна закладываться техническая и тактическая база юных футболистов, прививаться любовь к футболу. На самом же деле акцент делается только на результат, и никакая индивидуальная работа с психологическими особенностями ребёнка не ведётся.
Для получения же категории профессионального тренера требуется отучиться в академии тренерского мастерства, которые находятся только в Санкт-Петербурге и Москве. Развивать же филиальную сеть таких академий по всей стране РФС (Российский футбольный союз) не хочет, так как это приведёт к лишним затратам и потере влияния таких центров.
В заключении:
Как мы видим в российском футболе сложился целый комплекс проблем, который не так просто решить, однако стоит отметить, что с каждым годом ситуация планомерно налаживается.
Сложившаяся геополитическая ситуация, как ни странно может сыграть на руку российскому футболу. Мировая изоляция позволит наладить системы, которые до недавнего времени были сломаны.
Госфинансирование клубов будет снижено, что заставит команды развиваться самостоятельно: более активно развивать медиасоставляющую, делать развлекательные программы перед матчами, развивать собственные академии и так далее.
Больший акцент будет сделан на воспитанников, у которых появится больше возможностей пробиться в основную команду, что в последствии может привести к формированию рынка качественных российских игроков, востребованных в Европе.