Пишет Валерия Троицкая
Сегодня все вспоминают тот твит про "зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей", с которого начался Майдан.
Часто можно встретить комментарий вроде: "Разве могли мы тогда подумать...?"
Как печально, что никто и никогда в современной России не слышит специалистов. Сейчас время менеджеров и пиар-менеджеров.
Много лет назад, ещё после первого майдана-оранжевой революции 2004 года знакомые привезли из Киева, с Крещатика, купленную там литературу. "Научно-популярную", в красивых подарочных обложках - про древних укров, скифов, изобретение колёса и вот это всё. Что сейчас в учебниках.
Как все вокруг смеялись! До слёз. "Что, в Киеве это читают? Это у них там вроде шуток Михаила Задорного?!"
Рядом сидел учитель истории. Хороший учитель. Который своими глазами видел югославскую войну. И сидел он чёрный - от ужаса.
И в двух словах, очень просто и доступно, рассказал, что такое "удревнение истории", что такое "героические и жертвенные мифы", как формируется "образ врага". И сказал, что лет через десять на Украине начнется огромный гражданский конфликт. Вчерашние одноклассники резать друг друга будут - как в Югославии.
И России придётся вмешаться, потому что конфликт этот будет идти по линии "антирусские - русские"/ "анитисоветские - советские".
Говорили об этом не только профессиональные историки. Писатели. Лимонов тот же. В одной своей книге Захар Прилепин вспоминает, как ездил во Львов, и в 2011 году местный писатель спокойно ему говорил, что они пойдут убивать Донбасс.
После 2004 года людям, способным наблюдать, уже всё было понятно.
А что сейчас? Украинский историк Богдан Беспалько пишет, что Казахстан (и не только он) идёт по пути Украины. Там зреет внутренний конфликт. Кто-нибудь его слышит? Как там у нас в Казахстане с мягкой силой, которая могла бы предотвратить жёсткое противостояние?
Захар Прилепин пишет о возможности гражданской войны в России. Я не знаю, по какой линии она может пойти. Я только знаю, что эта гражданская война, действительно, может случиться.
Судьба населения Украины, собственными руками уничтожившего своё государство, не для всех в России стала уроком.
Уровень поддержки спецоперации в России около 70 процентов. "Какой большой процент!", - радуются политологи.
Большой? А остальные 30? Это маленький процент? Это люди, которые верят, что Россия остановила Украину на пути в демократию. Сама обстреливала Донбасс. Оружие везли на Украину, чтобы на границе с Россией фейерверки по праздникам устраивать. А чтобы жить в мире с Европой и США, нам надо просто отвести войска.
Если вычесть из этих 30 процентов откровенных предателей, работающих на западные фонды, остаются... миллионы "майданутых" людей в самом прямом смысле слова: не желающих слышать никакие аргументы, уверенных в своей правоте, ещё и готовых предать всё, что дорого и ценно большинству страны - если не ради кружевных трусиков, то ради айфона/престижной должности в арт-галерее/гастролей и командировок за границу/возможности путешествовать по Европе и т.д. и т.п.
С майданом 2004 года поторопились. Соотношение сил на Украине было не то. Поработали с населением и в 2014 году сделали работу над ошибками.
У нас тоже могут сделать работу над ошибками. Среди моего окружения - большинство принадлежит к тем самым 30 процентам! И это люди, работающие в СМИ, в крупных вузах, в театре/кино/на телевидении. Это люди, формирующие сознание большинства.
Всё началось, конечно, не 21 ноября 2013 года в Киеве. И закончится не заходом нашей армии в Киев. Это будет ещё не конец. Главное противостояние пойдёт внутри страны - в ближайшие десятилетия.
И дай Бог, чтобы люди в России не относились к этому так же беспечно и легкомысленно, как к украинским учебникам 2004 года выпуска.