Здесь сплавились воедино изысканный вкус и мастерство Чичагова с неудержимой фантазией Шехтеля и волшебством Врубеля, своей виртуозной кистью вдохнувшего душу в эти стены...
Усадьба в Подсосенском (тогда - Введенском) переулке до 1839 принадлежала фабриканту Д.М. Плавильщикову и состояла из небольших домов. В 1839 её купил у Плавильщиковых Елисей Морозов, старший сын основателя династии Саввы Васильевича Морозова.
В 1879 его сын Викула Елисеевич построил для своей семьи на этом месте новый усадебный дом - тот, который мы видим сейчас. На фасаде запечатлена дата окончания строительства:
Особняк сразу прозвали "Домом с атлантами". Он стал потомственным владением родословной ветки "Елисеевичей" Морозовых. Главный аттик украшен картушем с монограммой "М" (Морозовы):
Автором проекта был архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов, мастер псевдорусского стиля и эклектики. Двухэтажный особняк с антресолями и с сильно рустованными стенами выполнен в стиле эклектики и богато декорирован лепниной. В центре фасада - парадный вход, а вместо привычного козырька над ним - балкон, который поддерживают атланты по обе стороны от входа, они выполнены молодым ещё тогда скульптором Сергеем Конёнковым:
По бокам дома - ниши с вазонами в античном стиле, украшенные гирляндами изобилия и маскаронами:
Маскарон - скульптурное украшение здания в форме головы человека или животного анфас, которое размещается обычно в замке арки или над оконным или дверным проёмом. Замковые камни окон первого этажа также украшают бородатые маскароны:
На массивной ограде с въездными воротами повторяются элементы декора главного здания, они выполнены в едином стиле:
Карниз въездных ворот тоже поддерживают атланты:
Дом, конечно, очень красив. Но таких красивых домов много. Главное его великолепие - это интерьеры. Именно они делают здание уникальным. Давайте откроем эти массивные двери и войдём внутрь этого удивительного особняка...
Эти удивительные интерьеры
В 1895 "Дом с атлантами" наследует Алексей Викулович, последний его владелец. Он не имел склонности к занятию семейным бизнесом, он занимался в коллекционированием. Был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал также гравюры и иконы.
Алексей Викулович задумал переделать внутренние помещения особняка в соответствии со своими вкусами и под нужды огромной коллекции. Для этого он пригласил архитектора Фёдора Шехтеля, художника Михаила Врубеля и скульптора Сергея Коненкова.
Шехтель, к счастью, не стал менять всё. Он оформил лишь вестибюль в египетском стиле, отдельные помещения первого этажа и личные помещения Алексея Викторовича, в том числе его легендарный готический кабинет. И оставил парадные залы второго этажа и ведущую к ним мраморную лестницу такими, какими создал их Михаил Чичагов в 1879 (всего в особняке шесть лестниц, каждая - произведение искусства).
В результате получился шедевр, при виде которого перехватывает дыхание и для описания которого не хватает слов...
Сначала мы посмотрим интерьеры Д.Чичагова 1879 года. К ним ведёт двухмаршевая мраморная лестница. Хорошо, что Шехтель её не тронул. Возможно, он сделал бы не хуже, но эта лестница - очень хороша:
Над лестницей - кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Подобным образом оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа:
Пройдёмся по анфиладе парадных залов второго этажа. Они были решены Чичаговым в разных стилях - тогда это было модно. Интерьеры получились удивительными по красоте и изысканности.
Голубая танцевальная гостиная. Здесь сохранился мраморный камин:
К сожалению, в особняке не уцелело ничего из исторической мебели. За исключением библиотеки и кабинета (об этом - ниже). Большая бальная зала:
В Музыкальной гостиной сегодня проводятся художественные выставки:
Обратите внимание на чудесную лепнину потолка, стен и дверных порталов! В ней можно увидеть изображения музыкальных инструментов. Во всех комнатах второго этажа потолоки и стены украшены тонкой лепниной невероятной красоты:
Теперь спустимся на первый этаж. Столовая в русском стиле:
Здесь нас ждёт изумительной красоты печь, тоже украшенная лепниной. После того, как Шехтель провёл в доме водяное отопление, печь превратили в... сейф!
А вот интерьеры, созданные Шехтелем в 1895. Прежде всего, это вестибюль в египетском стиле:
Капители колонн в форме цветка лотоса и карнизы потолка декорированы стильным многоцветным орнаментом:
Ну а дальше нас ждёт что-то необыкновенное!
Кабинет в готическом стиле
Шехтель очень любил готический стиль и решил воссоздать в этом личном кабинете Алексея Викуловича обстановку средневекового немецкого замка.
Это единственное двухуровневое помещение в доме - Ф. Шехтель разобрал межэтажные перекрытия.
Готический кабинет – уникальное творение Шехтеля, вершина его творчества.
Оконные проемы второго этажа заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак:
А стены украшают панно Врубеля на тему "Фауста" (правда нынешние панно - это копия, а оригиналы находятся в Третьяковке):
В облике Фауста угадываются черты хозяина - Алексея Викуловича, а в образе Маргариты изображены сразу две реальные женщины:
- первая - это, конечно, жена Михаила Врубеля - Надежда Забела, которую художник изобразил на многих своих картинах;
- вторая - Маргарита Кирилловна Морозова, с которой Алексей Викулович был дружен (она была женой его троюродного брата Михаила Абрамовича Морозова) и иногда делал её хозяйкой своих званых обедов, поскольку сам был неженат.
Великолепная мебель и деревянные панели стен сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмидта, который был мужем старшей сестры Алексея Викуловича. Мастерство исполнения - высочайшее, это уже не ремесло, а искусство. Недаром мебельная фабрика Шмидта имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.
В оформлении кабинета участие принимал молодой скульптор Сергей Коненков: сохранились часы в форме готической башни (они работают) и стул, похожий даже не на кресло, а на трон, с резной готической спинкой. А в центре всей композиции находится декоративный камин, полку которого поддерживают свирепые горгульи::
На второй этаж ведет изумительной красоты деревянная лестница:
Это тоже уже не ремесло, а искусство.
У подножия чудо-лестницы сидит гном, у ног которого - открытая книга со словами, сказанными когда-то Гиппократом "Жизнь коротка, искусство вечно":
Гном, мягко говоря, не симпатичный - в своём жилище я бы такого не поселила. Сверху на все это грустно взирает дракон, сидящий на столбе, покрытом чешуёй - тоже тот ещё красавец:
Лестница ведёт из кабинета в библиотеку
Вход в библиотеку оформлен в виде широкой стрельчатой арки:
Библиотека, которая фактически является частью кабинета, решена тоже в готическом стиле, но в иной её вариации: дерево здесь более светлое, дуб, да и комната эта - угловая, поэтому здесь больше окон и света:
По всему периметру библиотеки под потолком проходит расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе- в ней выведены разные типажи средневекового общества в образах зверей:
Приблизительно как в баснях И.А. Крылова:
В библиотеке сохранились оригинальные дубовые книжные шкафы вдоль стен (но без книг, книги утрачены) - они выполнены специально для этой комнаты. Шкафы оформлены, как дома средневекового европейского города - с дверями и окнами, с башенками и черепицей на крышах:
Здесь всё очень продумано: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с тяжёлыми фолиантами. Ведь хозяин библиотеки, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, изделия народных промыслов. И эти застекленные шкафы библиотеки использовались как полки для книг и витрины для фарфора и стекла:
В центре библиотеки расположен шестигранный, поделённый на шесть ячеек, каждая вторая из них представляла собой застеклённую витрину, в которой хранились редкие книги:
А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. На фото 1897 года видно, как это было задумано и реализовано Шехтелем:
Видно также и то, какие у стола были светильники: один общий в центре над столом и индивидуальные светильники над каждым рабочим местом. К сожалению, они утрачены.
Стол этот не простой, а с секретом: его середина раздвигается, образуя световое окно для расположенной на первом этаже под библиотекой, как раз под этим вот столом, рокайльной гостиной. Под столом можно было легко поменять лампочки в её роскошном светильнике в стиле рококо:
И не надо снимать стекло!
Сейчас мы туда отправимся и увидим и эту прекрасную гостиную, и поймём, как устроено её освещение. Для этого надо спуститься по уже знакомой нам чудо-лестнице, которую охраняют гном и дракон, на первый этаж кабинета. Там сохранились двери с оригинальными дверными ручками, которые ведут в рокайльную столовую:
Причём с разных сторон двери выполнены в разных стилях: со стороны кабинета - в готическом, как и сам кабинет:
А со стороны рокайльной гостиной - в стиле рококо, как и сама гостиная:
Рокайльная гостиная
Рокайльная гостиная – классический пример стиля рококо, таких интерьеров в России очень мало.
Стиль рококо многими нелюбим из-за своей декоративной перегруженности, но стилизация Шехтеля очень изысканна и гармонична. И в то же время она роскошна. Даже решётки отопления у него представляют собой произведения искусства:
Здесь сохранился оригинальный камин из яшмы, камня очень трудного в обработке, и очень красивого, живописного:
Причём это массив яшмы - то есть, единый кусок, и выглядит это просто ошеломительно:
Стены комнаты до сих пор декорированы гобеленами, которые были приобретены во Франции ещё самим Викулой Елисеевичем. Их цветочная и тематика в пастельных оттенках очень подходит стилю рококо.
Именно из-за гобеленов, которым вреден яркий солнечный свет, здесь было сделано рассеянное приглушённое освещение через три матовых стеклянных светильника под яшму на потолке:
Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол библиотеки - он расположен как раз над светильниками. И никаких люстр в жилище Алесея Викуловича не было, люстра - приобретение последующих обитателей особняка.
___________________________
Много позже, в 1914 архитектор И.Е.Бондаренко специально для коллекции икон Алексея Викуловича пристраивает к дому слева новое крыло: флигель в три зала с верхним светом. Шкафы наполненные фарфором, наряду с книгами занимали весь второй этаж. Флигель сохранился - сильно перестроенный и увеличенный в высоту на три этажа:
Его фундамент и подвалы остались ещё от первого хозяина – купца Плавильщикова.
Из флигеля был выход в зимний сад. Который, к сожалению, не сохранился, и не осталось даже его изображений. Но сохранились его следы во дворе усадьбы - кирпичный забор показывает периметр зимнего сада:
Ещё недавно забор был с металлическим ограждением, но сейчас его, увы, уже нет:
И ещё остались следы арки на фасаде:
Арка была украшена скульптурами работы М. Врубеля и задавала форму свода зимнего сада. Среднее окно в арке, белое, – это дверь, от которой раньше в зимний сад спускалась лестница.
Также по проекту Ф.Шехтеля в глубине усадьбы была построена старообрядческая молельня - тоже, увы, утраченная. Все Морозовы были старообрядцами.
Алексей Викулович мечтал устроить в своём доме музей. А своё уникальное собрание собирался завещать Москве. Но не успел: после революции и коллекция, и усадьба, и всё имущество было национализировано. А в особняке действительно открыли Музей фарфора.
Алексей Викулович Морозов не покинул страну, жил в своём доме в двух нижних комнатах. Он не был женат, у него не было семьи, он занимался сохранением музея, был увлечённым экскурсоводом.
В конце 1920-х его коллекции были разъединены и переданы в разные музеи. А в особняке в разное время размещались различные учреждения, например, Институт леса АН СССР, затем издательство "Наука". Сейчас здесь - Дом народов России.
Адрес: Подсосенский переулок, д. 21, стр. 1.
_________________________________
Если вам интересна эта тема - то вот подробная статья обо всех особняках Морозовых в Москве. Их много)