Крыша нужна всем и всегда. Эту простую мудрость я понял лет в 18, когда пытался торговать яблоками на районном рынке. На окраине города был заброшенный яблоневый сад, в котором с июля месяца можно было набрать потрясающе красивых и вкусных яблок. В моей голове моментально сложился бизнес-план: набираем яблоки, натираем салфеткой, раскладываем по вёдрам, продаём - профит.
В этой схеме я не учёл шустрых парней в кожаных крутках, которые "держали" рынок. Нет, они сначала вежливо попросили половину, когда же я их послал мне объяснили более доходчиво. С того времени я понял, что совершенно не важно, мощные у тебя руки или ноги, крыша - главное в жизни.
На удивление, многие строители имеют совершенно иное мнение. Для них главное - хороший фундамент, крепкие стены, а крыша... что крыша? Куда она денется? Во многом виноват наш южноуральский климат, пусть он и преподносит сюрпризы в виде снега в июне или +5 в январе, но в плане ветров у нас всё отлично. Иногда подует сильный ветер, но так, чтобы буря или смерч - такого не было.
Поэтому наши строители расслабились и делают крыши по самому последнему слову современного домостроения, секретной технологии экономных застройщиков - ХАЙТАК. Самые экономичные скрепляют её специальным крепежом АВОСЬ или даже ФИГСНИМ.
К чему это может привести? Пожалуйста:
Хотя в данном случае хозяин ещё легко отделался. В прошлом году у нас всё же дунуло и многие хозяева потом искали по полям и лесам не только теплицы, которые сами по себе птицы вольные и частенько могут улететь в соседний посёлок, но и крыши своих домов. Те, правда, далеко не летают, приземляются по закону подлости или на рядом стоящую машину или соседскую.
В любом случае, приятного в таких полётах мало.
Почему так происходит?
Да потому, что большинство самостройщиков и даже строительных фирм идут по пути наименьшего сопротивления: не делают в стропилах никаких запилов, о плавающем крепеже никто слыхом не слыхивал, а всю конструкцию "сажают" на обычные оцинкованные уголки.
Причём в качестве крепежа используются самые дешёвые чёрные саморезы. Не поймите меня превратно, против чёрных саморезов я ничего не имею, во многих конструкциях их применение вполне оправданно. Тем более они не такие уж и "слабые", как считают ютуб-эксперты.
Посмотрите на фото ниже:
Вот, что сделал ветер с крышей и саморезами. На удивление, саморезы выдержали, их не обломало, не срезало шляпки. Зато хлипенький уголок выгнуло и частично вырвало саморезы из стропил (сделанных из двутавровой балки) и мауэрлата.
Причём, чтобы стропилина повернулась на 110 градусов достаточно было выдернуть всего лишь 1 саморез!
Если же обратиться к опыту братьев... увы, не совсем и даже совсем не братьев наших северных - финнов. В этом северном крае имени Йоккала-Пуккала с климатом не повезло совсем. Да, температуры у них не такие низкие, как в России, сказывается близость гольфстрима и прочих тёплых течений. Но с ветром не повезло.
Северный Борей может дунуть с такой силой, что крыши так и стремятся отделиться от домов и отправиться в свободный полёт. Но не отделяются! Ветер дует, машины уносит, мусорные бачки в стратосферу улетают, составляют компанию МКС, а крыши стоят, как будто их прибили!
И опять, зададимся вопросом: почему так происходит?
Причина ветроустойчивых крыш кроется в двух моментах:
1. никаких саморезов
2. применяется специальный угловой крепёж.
Про саморезы всё понятно: ни чёрные, ни жёлтые саморезы при креплении стропильной части к мауэрлату в Финляндии не применяются!
Только шуруп с шестигранной головкой DIN571, который на наших просторах называют проще - глухарь. Глухарь имеет намного больший диаметр, чем какой бы то ни было саморез. Его намного проще закручивать и ещё проще открутить - достаточно шуруповёрта с накидной головкой. Выдернуть его из мауэрлата в разы труднее, а про срез головки и говорить не приходится.
Более интересны соединительные элементы, которые применяются на крышах. Это оцинкованные пластины, загнутые буквой Г. Из-за сложного профиля их не выгибает вертолётом и они работают как рычаг против отрыва стропил от дома.
Оцинкованные уголки работают совершенно по-другому - они не сопротивляются отрыву, а даже наоборот, способствуют выдёргиванию саморезов из дерева.
Интересен ещё один момент, такой вид крепежа был широко распространён в северных районах нашей страны ещё до революции. Он предусмотрен во всех архитектурных и строительных альбомах конца 19 - начала 20 века. Суоми тогда была частью нашей страны и местные строители использовали именно этот способ крепежа.
После приобретения независимости финны начали называть этот крепёж "русским". У нас же про него почему-то забыли и только в некоторых регионах по-прежнему используют старую технологию, не полагаясь на хлипкие оцинкованные уголки.
А теперь давайте на чистоту: я не призываю повсеместно отказываться от уголков, они вполне имеют место быть и даже во время сильного ветра могут работать, если обладают хорошей толщиной и закреплены нормальными метизами.
Но когда ветер дует сильный ветер и, не дай бог, крыша пойдёт в отрыв, лучше иметь лишние 10-15 тонн дополнительного прижима. И тогда, может быть, девочка Элли не попадёт в страну ОЗ вместе с частью домика.