Растение льна-долгунца было хорошо известно в древние времена. Одежду из льна носили жрецы Древнего Египта, а в очень прочное льняное полотно при погребении заворачивали мумий, эта ткань сохранилась до нашего времени. В VI веке до н. э. уже возделывали лён в Приднепровье, Приднестровье и в Западной Грузии. В начале новой эры лён-долгунец стал распространяться в бассейнах рек Волги, Шексны и Волхова. В VI—X вв. лён появляется в Приладожье и Прионежье, а уже к X веку льняные ткани, пряжу и масло древнерусское население стало изготовлять не только для своих нужд, но и для продажи. Благодаря переселенцам из Новгорода и Ростово-Суздальской земли льноводство появилось на Русском Севере. Первоначально этим делом занимались только для собственных нужд, но налаживание торговых отношений с Европой через Белое море в XVI веке подвигло северное крестьянство увеличить посевы льна для его продажи. Несмотря на то, что лён выращивали повсеместно, не все регионы Русского Севера по своим климатическим условиям подходили для промышленного производства льняных товаров. Наиболее благоприятные условия были в Вологодской губернии, где обработкой льна в промышленных масштабах занимались жители по берегам рек Вилегда, Сухона, Юг, Вологда и Вага. В Олонецкой губернии лён в избытке произрастал только Пудожском уезде. А вот льноводством в Архангельской губернии почти не занимались, лён там выращивали для собственных нужд. Только в Шенкурском уезде и в некоторых волостях Пинежского, Онежского и Мезенского уездов. В Вологодской губернии наиболее ценился по своим качествам: вилегодский лён (Сольвычегодский уезд), нижне-сухонский (Устюжскй уезд), верхне-сухонский (Тотемский уезд), вологодский (Вологодский, Грязовецкий и Кадниковский уезды) и южский лён (Устюжский и Никольский уезды). Самый качественный из них был лён выращенный в Ильинско-Подомской волости Сольвычегодского уезда. В конце XIX в. общая площадь посевов льна в 10 уездах Вологодской губернии была примерно 29 000 десятин, с которых снималось до 873 000 пудов льноволокна (1 десятина = 1,093 гектара).
В северных губерниях лён сеяли исключительно на подсеках. Отдельно стоял Вологодский уезд, где его сеяли на полях. Причина такой технологии была проста - на Севере всегда не хватало пахотной земли. Кроме того для хлеба почву требовалось удобрять, в тоже время лён мог расти и так. Вот крестьяне, не имея возможности обеспечить удобрением все культуры, делали выбор в пользу зерновых. Более того, после сбора урожая лесная делянка в течение нескольких лет использовалась под сенокосы. Только после того, как поле вновь зарастало молодыми деревьями и кустарником (примерно через 7-10 лет) на ней снова высаживали лён. Для подготовки подсеки выбирали сухое песчано-черноземное или песчано-глинистое место с лиственным лесом (желательно с ольха) и вырубали все деревья оставляя делянку на год. Осенью при малом количестве срубленного леса могли добавлять сухостой и валежник застилая им всю подсеку. Весной, в ветренный, но не дождливый день, подсеку поджигали с подветренной стороны. Сгоревшая трава и валежник оставляли золу как удобрение, а не сгоревшие бревна отвозили домой на дрова. В конце мая (25 мая по ст.ст.) подсеку засевали семенами льна, а затем поле тщательно заборанивали еловой сучковатой бороной. В местах, где лён выращивали только для собственных его нужд засевали до 30 фунтов на семью (1фунт = 0,453 кг), в других же регионах, где лён имел промысловое значение, от 2-3 до 15 пудов на крестьянский двор (1пуд =16,38кг). Засевали из расчёта 4-6 пудов на десятину земли. Климатические условия Севера негативно влияли на культуру. Лён за 4-5 лет вырождался и его приходилось заменять. На ярмарках Вологодской губернии купцы с Пскова и Ростова Великого продавали местным крестьянам семена, которые назывались рижскими от 3,5 р. за пуд. Урожайность с 1 пуда посева в среднем могла составлять 2-3 пуда семян и 4 пуда волокна. Однако, надо отметить, что на подсеке прирост семян был мал, а в более северных регионах семена совсем не вызревали, там льноводством занимались лишь ради волокна. Большинству крестьян Севера приходилось постоянно докупать семена для посева. В течение лета поле не трогали, только зажиточные крестьяне могли себе позволить нанять работников для прополки посевов от сорняков. Убирали лён в основном осенью после жатвы хлеба, так как он не боялся дождей и его можно было убирать в ненастную погоду. Страшны были морозы, которые ухудшали качество волокна. Там где семена не вызревали - лён могли убирать раньше, а там где нужны были семена для нового урожая и производства льняного масла старались додержать до морозов, пока урожай полностью не созреет.
Появление порта в середине XVI веке для торговли с иностранцами в устье Северной Двины (Холмогоры, Архангельск) стимулировало развитие льноводства на Русском Севере. Первые века торговля шла без всяких правил. Только указ Петра Первого в 1700 году устанавливал правила торговли. Правда, они не защищали крестьян, которые до начала ХХ века (когда появилась более справедливая закупочная цена) получали за свой тяжелый труд крохи. Весь заработок от прибыльного дела оседал в карманах скупщиков, перекупщиков и иностранных торговцев. Тем не менее, площади посевов льна постоянно увеличивались. Этому способствовал и указ Петра I «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». Для крестьянства это был более легкий способ, хоть небольшого, но приработка. Эта тенденция была характерна для всех регионов России, где занимались выращиванием и переработкой льна. В XIX веке продукты льноводства (льноволокно, пакля и льняное масло) стали главным экспортным ресурсом Российской Империи, обогнав вывоз хлеба и леса. Торговый объем достигал до 15 400 тысяч пудов (1895г.) льняного продукта. Основной русский экспорт льна шел через порта Балтики. Через порт Архангельск вывозилось во второй половине XIX века в среднем около 248 580 пудов льна, 299 508 пудов пакли и кудели и 87 724 четвертей льняных семян (1 четверть = 209,91л.). В городе Архангельске торговлей льняными товарами занимались 22 купеческих дома. Самым крупным был торговый дом "Хильс и Тодт", он за год отправлял около 71 700 пудов льна, 83 000 пудов пакли и кудели, а также 20 600 четверти льняных семян. Ещё были известны и другие дома, которые отправляли в Европу свою продукцию (льна/пакли и кудели/семян): "Фонтейнес и К°" - 64400/70500/23,200, "Грибанов с сыновьями" - 50400/ 70500/ 9700, "Кларк с сыновьями" - 23500/31600/5300, "Э. Брант" - 18000/ 22700/11200 и др. Главный экспорт шел в Великобританию (69% льна и 85% пакли), также крупные партии льняного производства уходили в США, Францию, Бельгию Португалию и в прочие европейские страны. Развивалась внутренняя торговля, как и сама отрасль. В регионах промышленного выращивания льна строились ткацкие фабрики и маслозаводы. К сожалению, Первая мировая война и Гражданская война нанесли значительный урон отрасли. Площади посевов льна сильно сократились. Только в середине 20х годов XX века льноводство стало постепенно восстанавливаться и достигло прежних показателей к 1931 году. В наше время на Русском Севере лён не выращивают.
Источники:
Льноводство/ [Отв. ред. А.Р. Рогаш]. - М.: Колос, 1967. - 583с.
Соколовский А.В. Лен в хозяйстве Севера: С 58 рис. - Архангельск: ОГИЗ РСФСР: Сев. краев. отд-ние, 1931. - 225
Чубинский П. Отчёт о льноводстве, льняном производстве и льняной торговле в Северном районе. - Спб.: Тип. Т-ва "Общест. польза", 1869. - 83 c.