Ислам имеет долгую и богатую историю в Центральной Азии. Введение и распространение ислама в этом регионе началось в VII веке н.э. в результате завоеваний арабских мусульман. Однако, ислам стал доминирующей религией в Центральной Азии только в X веке н.э.
Великий тюркский каганат Карлуков, который существовал в VIII-IX веках, стал первым тюркским государством, принявшим ислам. Затем последовали другие тюркские государства, такие как Караханидское ханство и Сельджукская империя, которые играли важную роль в распространении ислама в регионе.
В Центральной Азии сформировались множество исламских центров образования и культуры, таких как Бухара, Самарканд и Хива. Эти города стали известными центрами исламской науки, философии и архитектуры.
Суфизм, мистическое измерение ислама, также сыграл значительную роль в развитии ислама в Центральной Азии. Многие известные суфийские ученые и мистики, такие как Бахауддин Накшбанди и Джалал-ад-Дин Руми, оказали влияние на мусульманское общество в этом регионе.
В период советской власти ислам был подавлен, и многие мечети закрыты. Однако после распада Советского Союза и обретения независимости стран Центральной Азии, ислам стал вновь активно практикуемой религией. Сейчас Центральная Азия имеет значительное мусульманское население, и ислам является важной частью культуры и общества в этом регионе.
Как известно, в 610 году пророку Мухаммеду явилось первое откровение, явление ему ангела Джабраила в пещере на горе Хира.
Так возникла новая мировая религия - Ислам. Оно быстро распространялось по Ближнему Востоку. К середине VII века завоеван Сасанидский Иран. В завоеванных провинциях ставятся эмиры - наместники Арабского халифата.
В 651 году мусульмане уже у границ Центральной Азии - у стен Мерва, Герата и Балха. В это время среди земледельцев указанного региона распространены зороастризм и маздаизм. Среди кочевников - тенгрианство вкупе с шаманизмом, культами вечного неба и предков.
Средняя Азия (не полностью) покорилась мусульманам только в VIII веке. Туда началось переселение мусульман, которые селились в Хорезме, Бухаре и Самарканде. Мусульмане разрушали старые храмы или переделывали их в мечети. Чтобы увеличить приток неофитов из местного населения все, кто переходил в ислам освобождались от уплаты налогов.
Но и среди мусульман происходили изменения. В середине VIII века династия Аббасидов сменила династию халифов Омейядов. Теперь центр исламского мира размещался в Багдаде.
Смена власти повлекла за собой и внутренние неурядицы. В Хорасане возникло шуубитское народное движение, участники которого требовали включения в политическую жизнь халифата представителей всех этносов. А не только арабов! Народ поддержали местные иранские династии Тахиридов, Саффаридов и Саманидов.
Но в Средней Азии эта идея пока не находит поддержки. В основном здесь утверждается ханафитский мазхаб суннитского толка ислама. Он объединяет все слои населения, что позволяет консолидировать общество.
А на рубеже IX-X веков в Средней Азии возникают суфийские братства и ордена. Суфизм был мистические учением, адепты которого соблюдая все каноны ислама претендовали на то, что можно найти Создателя не на небесах, а у себя в душе.
- Круто замахнулись!
Возникли пять основных суфийских ордена:
- Накшбандия
- Кадирия
- Кубравия
- Яссавия
- Хваджаган
Среди кочевников проповедь ислама проходила туго. Например тюргешский каган Сулук (начало VIII века) так ответил мусульманским проповедникам:
- Я арабский не знаю. И каноны ислама не понимаю ни душой, ни кожей. Я не буду молиться в душной мечети, на коленях стоять, слыша проповедь мулл. Мне иное совсем по душе: слушать ржание коней в степи на рассвете, или шорохи тигра в речном камыше
Но и к душам кочевников нашли путь проповедники тариката Яссавия. Яркая проповедь Ахмеда Яссави пришлась по душе суровым кочевникам.
В оседлых центрах ислам стал мощной основой для развития науки. На небосклоне засияли такие звезды как Ибн Сина, Юсуф Баласагуни, Аль-Хорезми, Аль-Фараби.
Статьи по теме:
🎁 Поделитесь статьёй с друзьями
Возможно они также интересуются темой ислама в Центральной Азии.