Ислам стал активно проникать в Среднюю Азию в 9-10 веках. На тот момент в Маверанахре уже существовали развитые общины манихеев, буддистов, христиан и евреев. Мусульмане были в основном в крупных городах, где стояли гарнизоны из числа арабов, которые не отваживались выйти за городские стены.
Постепенно ислам стал проникать и в среду кочевых тюрков, что серьезно усилило положение мусульман. Начало этому положили Саманиды, которые в 9 веке не только завоевали всю Среднюю Азию, но и что более важно развили активные торговые контакты с тогдашним арабским Востоком.
Для того, чтобы войти своими в этот торговый мир они сменили свою религию буддизм на ислам. Правда это было только внешне! И как и Бармакиды, которые будучи буддистскими жрецами Бактрианы стали везирями аббасидских халифов, также и Саманиды использовали ислам только для достижения своих целей, оставаясь тайными буддистами.
Но развитые торговые контакты привлекли к исламу кочевых тюрков, которые стали активно участвовать в меновой торговле с Персией и Маверанахром. А ведь хорошие скидки дают только единоверцам! Особенно на ткани, которые так ценятся среди кочевников.
Вскоре буддизм исчез и растворился в исламе в виде тайных школ (худжр), которые стали противовесом официальной исламской доктрине. Именно оттуда возникли исмаилизм и другие тайные исламские учения типа "суффиев". От их влияния ислам был очищен только Ходжа Ахмедом Яссави (сам суффий), почему он и почитается как второй после Мухаммеда пророк в Средней Азии.
Но Саманиды не только торговали со степью, но и совершали успешные походы в Великую Степь. В том числе и для того, чтобы обращать кочевников в новую веру. Что интересно в 893 году был был завоеван Тараз, в котором активно действовала христианская церковь, которая затем была преобразована в исламскую мечеть.
После завоеваний началась мирная колонизация. На территории немусульманских тюрков-огузов были основаны три мусульманских анклава - Джент, Хувара и Янгикент, которые стали центрами активной меновой торговли. Мусульманские торговцы из Бухары и Самарканда активно торговали с далекой страной кимаков (предки кипчаков) на Иртыше. В дальнейшем бухарские купцы стали практически монополистами в этой торговле.
Не всем тюркам нравился такой расклад и многие не желая оставлять веру отцов - тенгрианство в обмен на успешные торговые контакты с мусульманским миром вставали перед дилемой - или становиться мусульманами, или оставаться язычниками во все более крепнущей мусульманской умме, или же откочевывать.
Многие откочевывали. Возможно именно с распространением ислама и связан тот последний период Великого переселения народов, когда в южнорусские степи пришли черные клобуки и печенеги с берегов Аральского моря. Особенно миграция усилилась после того как волжские булгары в 921 году приняли ислам, что зажало степь между исламскими Средней Азией и Волжской Булгарией. А в 960 году ислам приняли тюрки-караханиды, что однозначно ввело тюрков в мир ислама.
Необходимость перекочевки также была обусловлена активным наполнением Аральского моря, что вынуждало кочевников менять способы хозяйствования. Ведь мусульмане требовали уплаты налогов, а при том уровне материальной культуры многие тюрки не владели никаким ремеслом и занимались только скотоводством, которое не приносили денежной прибыли.
Одним из осколков того этапа переселения является например народ караимы в Прибалтике, Польше и Крыму, которые не являются выходцами из иудейской Хазарии, а происходят из более древних тюркских народов. Также и чуваши являются осколком того переселения тюрков, так как они не знали ни ислама, ни тенгрианства до крещения их русскими.
По видимому причиной переселения тюрков из Средней Азии в Причерноморье было язычество руссов, которые к тому же вели войну с исламским Хорезмом, нападая на мусульманские города по берегам Каспийского моря.
Возможно в этих походах принимали участие и тюрки, которые таким образом становились "однополчанами" руссов-варягов". Так, начинала зарождаться основа казачества.
В общем, проникновение ислама в степи Кангюя (так назывались в то время современные казахские степи) имело огромное значение:
во первых население степей приобщилось к исламскому миру;
во вторых несогласные с обращением в ислам откочевали в южнорусские степи, что вызвало коллизии, которые привели ко многим политическим событиям 10-13 веков