Если говорят о западном Возрождении, то вспоминают имена Леонардо да Винчи, Микеланджело. А вот есть вспомнить о восточном Возрождении то сразу вспоминаешь Ибн Сину. Или Авиценну. При этом восточное Возрождение произошло на пять столетий раньше.
Жизненный путь
Родился в семье исмаилита из афганского Балха, переселившегося под Бухару. В восьмом месяце шабан, или первую пятницу месяца Рамадан 428 года по лунной хиджре. Мать звали Ситора (звезда).
Поэтому, его нельзя считать ни тюрком, ни арабом, ни согдийцем. Населения Балха - это сплав различных этносов и культур. Там жили все - от греков с индусами, до римлян и персов. Вот в этом мультикультурном котле и жил отец Ибн Сины.
Но отец был далек от науки и занимался в Бухаре сбором налогов для таджикского государства Саманидов. Поэтому, по гражданству Ибн Сину можно считать таджиком - во всяком случае родился в таджикском государстве. И разговаривал на таджикском языке.
Мальчик уже к десяти годам наизусть знал Коран. Отец богатый человек. Поэтому оценив способности сына отдал в ученики ученому Абу Абдаллаху Натили. Ученый живет в доме отца Ибн Сины и преподает философию, геометрию и астрономию. Познакомил с «Метафизикой» Аристотеля. Правда её изучение дается тяжело. И только после знакомства с книгой Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике» подросток наконец понял смысл метафизики.
- Я, её, и сейчас не понимаю!
Несмотря на то, что отец и брат стали уважаемыми людьми в исмаилитской общине (ассасины из неё) сам Авиценна не признавал их учения.
Абу Али ибн Сина в 997 году переехал в Хорезм. В 997—998 гг. Бируни вел научную переписку с Ибн Синой.
В Ургенче Ибн Сина работал в гурганджской Академии Мамуна, где трудилась научная элита Среднего Востока. В их числе, астроном и медик Абу Сахл Иса ибн Яхья аль-Масихи. Вот он то и привлек Ибн Сину к врачебной науке. Здесь тот стал практикующим врачом, представлявшим организм как единое целое. Никаких тело, дух, разум отдельно. Это конечно противоречило религиозным понятиям. В 1012 году, через 15 лет Ибн Сина покинул Хорезм и направился в Хорасан.
В 1015—1024 годах Ибн Сина жил в иранском Хамадане. За успешное лечение местного эмира получил должность визира.
После смерти эмира, перешел на службу к правителю другого иранского города Исфахана. Это крупнейший город Ирана того времени - живет сто тысяч человек. Там и прожил последние четырнадцать лет жизни. Главный врач и советник эмира. Завершил «Канон врачебной науки». И многие другие научные труды:
- Лекарственные средства»
- «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок»
- «О пользе и вреде вина»
- «Поэма о медицине»
- «Трактат о пульсе»
- «Мероприятия для путешественников»
- «Трактат о сексуальной силе» - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений
- «Трактат о уксусомёде» - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
- «Трактат о цикории»
- «Кровеносные сосуды для кровопускания»
- «Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов.
Умер Авиценна во время похода эмира Исфахана на Хамадан. От желудочной болезни. Причем отказался от лечения, так как сам хотел умереть. Ученики умоляли его применить его собственное лечение. Нет - был ответ! Вначале похоронили под стенами Хамадана, потом перезахоронили в Исфахане, в гробнице самого эмира.
Совет Ибн Сины людям XXI века: В конце жизни надеваешь или корону, или терновый венец. Выбор за тобой.