Найти в Дзене
История и культура Евразии

Почему Ходжа Ахмед Яссави является сакральной фигурой в степной истории?

Личность Ходжа Ахмед Яссави бесспорно является центром всей духовной жизни Средней Азии средних веков.

Памятник Яссави в Ашхабаже (Туркменистан). Ходжа Ахме́д Ясави́, 1103, Сайрам — 1166, Туркестан— суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире.  Автор цикла стихов «Дивани хикмат».
Памятник Яссави в Ашхабаже (Туркменистан). Ходжа Ахме́д Ясави́, 1103, Сайрам — 1166, Туркестан— суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. Автор цикла стихов «Дивани хикмат».

Сам он был тюркизированным арабом из рода ходжей. Служил при дворе Караханидов.

Чем же он так прославился? Как таковых проповедников-ходжей в Средней Азии хватает и сейчас. Литераторов всех мастей также не счесть.

К времени жизни Ходжа Ахмеда Яссави религиозная жизнь в Средней Азии находилась под большим влиянием буддизма и несторианства христианского толка.

Основу этому положили могущественные визири Аббасидов - Бармакиды, которые происходили из буддийских жрецов Бактрианы, переменивших веру (не искренне) на ислам. Их привез в Халифат завоеватель Средней Азии Кутейба Ибн Муслим, который прельстился красотой дочери родоначальника династии Бармакидов - Бармака.

Бармакиды поддержали Аббасидов против Оммейядов и стали их везирями. При них арабы были оттеснены со всех должностей в армии и управлении, а толкование ислама было полностью возложено на персов.

Поэтому ислам потерял свой первоначальный смысл, который предполагал братство всех мусульман и не имел современного разделения на различные тарикаты (пути в исламе).

В Средней Азии в духовной жизни также царил бардак и ислам испытывал огромный прессинг несториан и буддистов, которые вносили свои догмы в толкование ислама.

Именно Ахмед Ходжа Яссави стал тем проповедником, который смог сплотить вокруг себя всех правоверных и после обучения в Бухаре создал в Ясах (современный Туркестан Южно-Казахстанской области Казахстана) центр исламского образования суффийского толка.

Мавзолей Ходжа Ахмеду Яссави в Туркестане
Мавзолей Ходжа Ахмеду Яссави в Туркестане

Он смог очистить толкование Ислама от чужеродных влияний и создал тот вариант ислама (суффийский), который был близок к менталитету кочевников. Тем более он писал на кыпчакском языке - понятном для всех жителей Средней Азии, а не на арабском, который был непонятен большинству.

Кочевникам были близки его стихотворения о добре и справедливости, а также призывающие всех мусульман быть братьями, несмотря на ранги и племенную принадлежность.

Именно Ходжа Ахмед Яссави выступил против использования уйгурского письма, который использовался как буддистами-уйгурами так и местными кочевниками для описания религиозных догм как у мусульман, так и у буддистов с несторианами.

Ахмед Яссави начал обучение хакани - смешанного тюркско-арабского языка, который использовал как уйгурский, так и арабский алфавиты. В конце концов хакани полностью вытеснил древнеуйгурский язык. Так произошло четкое разделение между буддистами и несторианами с одной стороны и мусульманами с другой.

Это стало водоразделом, после которого ислам окончательно утвердился в Средней Азии и стал основой духовной жизни региона. Все это способствовало консолидации всего населения Центральной Азии в рамках одной религии. Хотя буддизм и несторианство еще долго сохраняли свои позиции, а тенгрианство среди кочевников испытывает сейчас свое возрождение.

Вот за это и уважают жители Средней Азии Ходжу Ахмеда Яссави. За то что он смог сконцентрировать духовную жизнь, сделал догмы ислама понятными для всех и самое главное - объединил кочевников и оседлых, сделав их равными друг другу.