Личность Ходжа Ахмед Яссави бесспорно является центром всей духовной жизни Средней Азии средних веков.
Сам он был тюркизированным арабом из рода ходжей. Служил при дворе Караханидов.
Чем же он так прославился? Как таковых проповедников-ходжей в Средней Азии хватает и сейчас. Литераторов всех мастей также не счесть.
К времени жизни Ходжа Ахмеда Яссави религиозная жизнь в Средней Азии находилась под большим влиянием буддизма и несторианства христианского толка.
Основу этому положили могущественные визири Аббасидов - Бармакиды, которые происходили из буддийских жрецов Бактрианы, переменивших веру (не искренне) на ислам. Их привез в Халифат завоеватель Средней Азии Кутейба Ибн Муслим, который прельстился красотой дочери родоначальника династии Бармакидов - Бармака.
Бармакиды поддержали Аббасидов против Оммейядов и стали их везирями. При них арабы были оттеснены со всех должностей в армии и управлении, а толкование ислама было полностью возложено на персов.
Поэтому ислам потерял свой первоначальный смысл, который предполагал братство всех мусульман и не имел современного разделения на различные тарикаты (пути в исламе).
В Средней Азии в духовной жизни также царил бардак и ислам испытывал огромный прессинг несториан и буддистов, которые вносили свои догмы в толкование ислама.
Именно Ахмед Ходжа Яссави стал тем проповедником, который смог сплотить вокруг себя всех правоверных и после обучения в Бухаре создал в Ясах (современный Туркестан Южно-Казахстанской области Казахстана) центр исламского образования суффийского толка.
Он смог очистить толкование Ислама от чужеродных влияний и создал тот вариант ислама (суффийский), который был близок к менталитету кочевников. Тем более он писал на кыпчакском языке - понятном для всех жителей Средней Азии, а не на арабском, который был непонятен большинству.
Кочевникам были близки его стихотворения о добре и справедливости, а также призывающие всех мусульман быть братьями, несмотря на ранги и племенную принадлежность.
Именно Ходжа Ахмед Яссави выступил против использования уйгурского письма, который использовался как буддистами-уйгурами так и местными кочевниками для описания религиозных догм как у мусульман, так и у буддистов с несторианами.
Ахмед Яссави начал обучение хакани - смешанного тюркско-арабского языка, который использовал как уйгурский, так и арабский алфавиты. В конце концов хакани полностью вытеснил древнеуйгурский язык. Так произошло четкое разделение между буддистами и несторианами с одной стороны и мусульманами с другой.
Это стало водоразделом, после которого ислам окончательно утвердился в Средней Азии и стал основой духовной жизни региона. Все это способствовало консолидации всего населения Центральной Азии в рамках одной религии. Хотя буддизм и несторианство еще долго сохраняли свои позиции, а тенгрианство среди кочевников испытывает сейчас свое возрождение.
Вот за это и уважают жители Средней Азии Ходжу Ахмеда Яссави. За то что он смог сконцентрировать духовную жизнь, сделал догмы ислама понятными для всех и самое главное - объединил кочевников и оседлых, сделав их равными друг другу.