Скажите, как вам возможность сыграть партию в воздушный варгейм по Второй Мировой войне за 10-15 минут? Правда, варгейм довольно специфический, и тема не для всех — но тем не менее? Встречайте — "Down in Flames", карточная игра на тему воздушных боёв Второй Мировой войны, охватывающая весь временной период и все ТВД (Театры Военных Действий)! Кстати, игра уникальна ещё тем, что играть в неё можно более чем 2 участниками (что не очень обычно для варгейма) — и игра не становится от этого менее интересной, наоборот, появляется дополнительная глубина.
«Первый, ну ты крутой!»
ИЛ-2 Штурмовик
Расскажу подробнее про состав коробки. «Сердце» игры — карты: 110 карт манёвров и 110 карт самолётов, 55 разных типов по 2 копии. Также присутствуют каунтеры, представляющие лётчиков-асов, высоту, на которой находятся самолёты, и повреждения, которые они получают. Самолёты делятся по типам (истребитель или бомбардировщик) и по странам-участницам, коих в игре 6 — США, Великобритания, Германия, Япония, СССР, Польша
Пришло время поближе познакомиться с игрой. В ней вам предстоит, управляя одним или несколькими самолётами, уничтожить самолёты противника (не правда ли, завязка очень похожа на «Крылья войны»? Но с этой игрой нет вообще ничего общего, кроме темы). Для лучшего понимания, о чём пойдёт речь, нужно сначала подробнее разобрать карточку самолёта:
В левом верхнем углу мы видим флаг страны-участницы, его необходимо учитывать, если вы хотите разыграть исторически достоверную битву. Под флагом напечатан год, в котором самолёт был запущен в производство, соответственно самолёты должны быть примерно одного периода. Прямо под изображением самолёта написано его название и модификация, а иногда и неофициальное название (например, И-16 назван «Ишаком», ЯК-1 — «Красавцем», на фото сверху Bf-109E «Эмиль»). Слева от названия указана скорость самолёта (Speed), для чего она нужна, я расскажу ниже.
Perfomanсe — общее качество самолёта, показывает, сколько карт манёвра в руке может иметь владелец самолёта (а от карт манёвра соответственно зависит, сколь эффективно самолёт может атаковать и уворачиваться от атак). Далее Horsepower — две цифры показывают, сколько карт добирает в руку пилот в начале и в конце хода, имитируют мощность мотора. Bursts — сколько очередей самолёт может выпустить по противнику, находясь по умолчанию «в лоб» к нему. Firepower — огневая мощь, показывает, сколько повреждений дополнительно нанесёт пилот в бою (может быть и отрицательной, например, у И-16). В самом низу карты по центру указаны особые свойства самолёта, все они подробно расписаны в правилах. В правом нижнем углу нанесена стоимость самолёта в условных очках, в верхнем — сколько ему необходимо нанести урона для того, чтобы он был повреждён. В этом случае карточка самолёта переворачивается, и все характеристики ухудшаются:
Перейдём к карточкам действий. На них-то и завязана основная механика игры. Небольшое отступление: "Down in Flames" была первой игрой этого автора, с которой я познакомился. Затем я случайно увидел игру товарищей в "Lightning: Midway", и, увидев знакомые «уши», спросил: а кто, собственно, автор игры? Уже не было откровением, когда мне сказали, что автор — Дэн Версен. Похожим образом состоялось моё знакомство с "North Africa Card Game", использующей знакомую механику, и с "War on Terror Card Game". В чём же отличие игр этого автора, да таких, что их сразу видно? Дело в том, что, как правило, в играх Дэна Версена карты можно разыгрывать не одним способом, а несколькими, и в ход противника можно мешать выполнению его плана своими картами реакции, а на сами карты нанесено множество обозначений.
Итак, карты действий делятся на 3 типа: карты атаки, карты реакций и комбинированные. Отличить их можно по цвету полосок внизу слева:
Также карты можно разыграть как манёвр (цифра манёвра указана в верхнем левом углу), что позволит вам сменить положение относительно другого самолёта, например, манёвр «1» позволит вам изменить положение вашего самолёта с нейтрального на выгодное (тут-то и пригодится параметр «скорость», про который я упоминал выше — если ваша скорость выше, чем у врага, то вы можете без розыгрыша карты разыграть разницу в скорости как манёвр, и противник либо согласится с этим, либо будет вынужден разыграть карту с реакцией на манёвр, чтобы не допустить этого). Есть всего 5 положений самолёта. «Нейтральное» — «лоб в лоб», в этом положении у самолётов столько очередей (Bursts), сколько указано на карте самолёта. «Выгодное» — когда ваш самолёт получает преимущество над самолётом противника (ваша карта «смотрит» карте противника в бок), в этом положении ваш самолёт получает одну дополнительную очередь Bursts (они используются для «оплаты» карт атаки).
И самое выгодное положение для атаки — «преследование», когда вы выходите в хвост противнику. В этом случае вы получаете дополнительно +3 очереди (+2, если уже атаковали из выгодного положения). Другие положения самолёта — «невыгодное» и «враг на хвосте», это когда ваш противник имеет над вами преимущество.
Игра длится 6 раундов, в течение которых игроки по очереди разыгрывают карты действий, пытаясь выйти друг другу в хвост и удачно проатаковать. Если по истечении 6 ходов ни один из самолётов не сбит, тогда подсчитываются повреждения. Кто больше нанёс хитов, тот и выиграл.
Ещё в игре интересно реализована смена высоты. Есть 5 типов высоты, на которых проходит бой: сверхнизкая, низкая, средняя, высокая, очень высокая. За 1 ход можно сменить высоту на 1, вверх или вниз, причём если самолёт летит вверх, то игрок удаляет одну карту с руки (это показывает потерю мощности, причём если игрок остаётся на высокой высоте, то в начале хода добирает на одну карту меньше, а на очень высокой и в конце хода на карту меньше). На низких высотах всё наоборот: самолёт при пикировании набирает скорость, и игрок добирает карты при смене высоты и в начале и конце хода. Тут кроются широчайшие тактические возможности, ведь менять высоту можно и с помощью специальных карт действий. Сам собой напрашивается такой тактический ход — атаковать врага, а в конце хода уйти выше; тогда противник дважды задумается, следовать ли за вами, ведь это чревато потерей карт...
Такую тактику часто применяли немецкие асы, вот и задумаешься, как вроде бы в абстрактной карточной игре удалось заложить идеи, применяемые в настоящем бою, и тогда-то приходит понимание всей красоты Игры. Действительно, в неё можно играть как в дурака, просто накидывая карты и отбивая их, но стоит только лишь чуть включить воображение, и перед вами будут крутить «петли» и «бочки» с «горками» два аса, отчаянно маневрируя на пределе возможностей и стараясь поразить очередями из пулемёта друг друга... Причём от недооценки соперника отвыкаешь быстро — вроде попал уже прилично, всадил две-три очереди, уже и дымит враг — ан нет, хитро изворачивается, исчезает из поля зрения, и вот уже с ужасом чувствуешь, как беспомощно сотрясается фюзеляж от очередей практически в упор, и сделать ничего не получается...
Это основные правила. Я не буду рассказывать о бомбардировщиках, они используют другие механизмы нанесения повреждений и у них другие параметры самолётов, кратко упомяну только, что бомбардировщики летают строем и взаимно прикрывают друг друга от атак, поэтому истребителям врага нужно немалое везение и мастерство, чтобы удачно атаковать бомбардировщик, но если уж атака удалась и строй развалился — то уже бомбардировщиков спасёт только немалая удача…
Интересна структура кампаний. Вы вольны выбирать себе типы самолётов на миссии, не обойдётся и без блефа — какую бомбовую нагрузку несут бомбардировщики, как встретят ПВО, какой одноразовый бонус выбрать на миссию…
Очень удачно реализовано разделение по времени битвы, то есть бой в 37 году и бой в 44 году — это ОЧЕНЬ разные вещи. И опять поражаешься мастерству автора, сумевшего и здесь достичь исторического реализма — в ранних периодах пилоты так и норовят спуститься поближе к земле (мотор не тянет бой на высоте), а начиная года с 43-го не редкость бои на больших высотах (тут есть преимущество у самолётов с турбонаддувом, ведь они могут рассматривать большую высоту как среднюю). Ну и, естественно, в поздних периодах мощность мотора увеличивается, и бои становятся дольше, смертоносней и... красивее. Комбинации, проворачиваемые пилотами, просто завораживают. И только тот, кто полностью осваивает возможности своего самолёта, грамотно использует преимущества и нивелирует недостатки, сможет добыть победу в воздушной схватке.
Видна работа автора над балансом. Самолёты разных периодов действительно различаются, их ТТХ (в реалиях игры, конечно) стремятся к своим реальным аналогам, насколько это вообще возможно в карточной игре. Есть доля случая, конечно (как и в любой карточной игре, впрочем). Были у нас случаи, когда первым же ходом удавалось выйти неприятелю в хвост и беспрепятственно расстрелять его, но они редки и удовольствия от игры не портят. Работают разные тактики: и непрерывно держать противника в напряжении, постоянно пытаясь атаковать, и, наоборот, максимально разнестись по высотам и ждать удобного момента для атаки, копя карты. Впрочем, многое зависит от самолёта, на котором вы приняли бой — всё-таки пилот подстраивается под машину. Хотя есть пилоты-асы, которые меняют характеристики самолёта: то увеличивают мощность мотора, то могут совершить один манёвр без траты карты, то могут выделывать на своей машине запредельные кренделя без штрафов...
Самый сильный самолёт в игре — немецкий Me-262, первый реактивный самолёт в мире, запущенный в серийное производство.
Ещё карты можно играть как тактики, усиливая следущую атаку, или ослабляя атаку противника, можно нанести себе повреждение, но за это добрать три карты из колоды (имитирует высокие перегрузки в результате опасного манёвра самолёта, за счёт которого пилот получает некое преимущество над лётчиком-соперником)... Подумать есть над чем! Этим-то и увлекательна игра, подумать, как разыграть эту карту — как манёвр или поберечь на ход соперника для реакции? Рискнуть и, зайдя в хвост противнику, попытаться расстрелять его, или поберечь карты? Атаковать врага на этой высоте и в конце хода уйти вниз, или, наоборот, вверх? Каждая мелочь имеет значение. Адреналин, драйв, экшен каждый ход. И всё это укладывается в каких-то 15 минут! Ну не чудо ли? Кстати, У Дэна есть модули "Down in Flames" и для иных временных промежутков (Корейская война, Первая мировая война).
Резюмируя, хочу отметить несколько вещей. Во-первых, сравнить "Down in Flames" с "Wings of War". Хоть сравнение и несколько некорректно, всё же они очень разные, но таки обе игры про воздушные бои. Так вот, по времени на партию DiF выгодно отличается от WoW, раза эдак в 2-3. WoW очень скучно играть 1 на 1, самолёты могут по полчаса летать друг около друга, не вступая в столкновение. DiF — быстрый напряжённый боевик, при наличии воображения разворачивающийся у вас на глазах при вашем непосредственном участии. Во-вторых, отметить довольно высокую реалистичность игры, несмотря на всю условность карточного движка. И в-третьих, большое разнообразие. Можно разыграть бои начала, середины или конца войны, на всех Театрах Военных Действий (ТВД) и за всех основных участников, опробовать разные самолёты и тактики — и всё это благодаря колоде карт! Очень доволен, что в моей коллекции есть место для этой замечательной игры.
Автор: Алексей Цибенко