Хотите еще одну заковыристую (и пока не решенную) загадку?
Вот вам портрет, то ли продававшийся, то ли до сих пор продающийся на одном из зарубежных аукционов. Подписан он просто – «сидящий солдат», датируется 1917 г. (дата четко видна в правом верхнем углу).
Отнесен портрет аукционными экспертами просто к «итальянской школе». Это несколько странно, ведь в том же правом углу, где стоит дата, имеется и подпись художника. Мне при имеющемся качестве снимка затруднительно ее разобрать, но у людей, имевших дело с оригиналом, по идее не должно было бы с этим возникнуть проблем?
Я, как уже много раз говорил, не искусствовед, но, насколько понимаю, художественная манера портрета вполне соответствует началу XX в. Не противоречит датировке и прическа персонажа – в начале XX в. среди аристократов и стремящихся быть похожими на них была принята такая «гипераккуратная» укладка, волосок к волоску.
А вот с остальными деталями портрета все сложнее.
Деталей, позволяющих «задать направление» поиска, имеющего целью атрибуцию личности персонажа, на мой взгляд, на портрете две. Начнем с той, которая четко идентифицируется и не вызывает сомнений в интерпретации.
Портрет, висящий на стене на заднем фоне слева, изображает Марию Луизу, вторую жену Наполеона, причем в конкретный период ее жизни. Мария Луиза запечатлена итальянским художником И.Дж. Леви в качестве герцогини Пармы, Пьяченцы и Гвасталлы. Об этом свидетельствует в частности надетый у нее на чресплечной ленте знак пармского Константиновского ордена Св. Георгия, который .она носит в данном случае как глава орденской организации. Титул герцогини Пармской Мария Луиза получили после падения Наполеона, когда жену бывшего императора нужно было куда-то «приткнуть».
Вторая деталь, которая по идее должна нам помочь в атрибуции персонажа, это, конечно, его мундир. И вот с его идентификацией у меня серьезные проблемы. Мундир, как это очевидно каждому, гусарского образца, что, конечно, не ограничивает «сферу его применения» только гусарскими полками. Мундиры гусарского типа в разные времени и в разных странах, помимо гусар, носили также конные егеря, конная артиллерия, гиды, почетная гвардия, генеральские адъютанты и т.д. и т.п. Однако, несмотря на то, что в начале XX в. в некоторых странах еще имелись части, в качестве парадной формы носившие мундиры гусарского типа, мундир персонажа аукционного портрета выглядит явно анахроничным. К началу XX в. количество шнуров на доломанах и ментиках в тех частях, которые по традиции продолжали их носить, значительно сократилось. Внешний вид доломана и ментика персонажа в нашем случае соответствует, скорее, первой трети XIX в. А его головной убор – мирлитон с длинной лопастью, обвивавшейся вокруг колпака, использовался (по крайней мере, массово) в еще более ранний период – на рубеже XVIII-XIX вв, в дальнейшем сменившись киверами и меховыми шапками-кольбаками. Если не ошибаюсь, лишь у прусских гусар мирлитон задержался чуть дольше.
Еще одна потенциально «говорящая» деталь – это эмблема на ташке персонажа.
Это фасции или ликторский пучок. Думаю, вряд ли стоит связывать персонажа с политической силой, в скором времени установившей контроль над Италией – в 1917 г. Муссолини еще служит берсальером, а затем лечится от ранения. Но эмблемой или гербом чего тогда является ликторский пучок в данном случае? Среди геральдических символов, связанных с Пармой, мне фасций найти не удалось. Ликторские пучки были крайне популярной эмблемой на рубеже XVIII-XIX вв. и чуть позднее в различных государствах с республиканской формой правления. Однако в этих случаях они обычно украшались сверху фригийским колпаком, как, например, на штандарте роты гидов командующего Итальянской армии Французской республики генерала Бонапарта
В скобках заметим, что в дальнейшем гиды Бонапарта превратились в знаменитых конных егерей Императорской гвардии, гусарская униформа которых имела те же цвета, что и гусарский мундир нашего персонажа. Мне не удалось найти подтверждений, что гиды Бонапарта носили на ташках ликторские пучки, но даже если и да, последние были бы украшены фригийским колпаком.
Ликторский пучок без фригийского колпака присутствует в гербе Гражданской гвардии Испании, созданной в 1844 г. Но, помимо него, на этом гербе присутствует и кинжал, отсутствующий на ташке нашего героя.
То ли малиновый, то ли красный шарф (если его трактовать именно как шарф, а не просто кушак) на поясе портретируемого чисто теоретически также может указывать на государственную принадлежность. Малиновые шарфы в свое время носили английские офицеры и унтер-офицеры, а вслед за ними – офицеры и унтер-офицеры армии США. Но, как кажется, английское или американское происхождение персонажа аукционного портрета маловероятно. Красные шарфы были принадлежностью испанских офицеров. Поэтому я просмотрел символику частей испанской армии, но ликторских пучков, помимо герба Гражданской гвардии, ни у кого более не нашел.
Как могли заметить читатели, все вышеизложенное представляет собой перечисление различных версий, ни одну из которых не удалось толком подтвердить и развить. Попытка идентификации мундира явно зашла в тупик.
Не более успешной оказались и попытки «плясать» от портрета Марии Луизы на стене. Я просмотрел информацию о потомках Марии Луизы от ее второго брака с графом Адамом Альбертом фон Нейппергом, по крайней мере, о тех, о ком удалось найти какие-то сведения. Как кажется никто из них не находился на 1917 г. в том же возрасте, что и персонаж портрета (возьмем широко – 15-25 лет) и не имел причины носить мундир гусарского образца. Я просмотрел на всякий случай потомков фон Нейпперга от его первого брака. Я просмотрел на всякий случай потомков пармских Бурбонов, правивших в этом государстве после Марии Луизы. Тот же результат.
В общем, все предпринятые мною попытки по атрибуции этого портрета не увенчались успехом. Я, безусловно, продолжу попытки до чего-то доискаться, но пока – вот так. Может быть, кто-то все же сумеет прочитать подпись художника? Это могло бы дать еще одну зацепку.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.