Основанное в 1940-м году Старо-Автозаводское (второе название – Молочное, предположительно по названию располагавшейся здесь до ВОВ Автозаводской молочной фермы) кладбище в настоящий момент закрыто для захоронений.
Исключения делаются только для семейных могил (по истечении определённого срока от времени последнего захоронения) и известных людей, имеющих прямое отношение к Автозаводскому району.
Моё знакомство со Старым Автозаводским кладбищем произошло в раннем детстве. И так как связано оно было, в основном, с миром живых (чтобы не повторяться, прочитайте статью по ссылке ниже), то место это воспринималось мной как светлое, доброе и спокойное.
Сейчас к нему добавилась нотка грусти, так как теперь я хожу на Старое Автозаводское кладбище уже к тем людям, которых знала и любила сама (а не за компанию с близкими родственниками, которые шли туда, чтобы навестить тех, кого знали они), но это не мешает мне относится к нему без особого надрыва и с некоторым интересом, который я вижу и со стороны своих читателей (Яндекс. Метрика сдаёт все запросы).
Мои первые воспоминания о Старом Автозаводском кладбище связаны со стоящими на входе старенькими бабушками (на Пасху), собирающими денежки и продукты, огромным обелиском, установленным над братской могилой, в которой похоронен 171 солдат (скончались от ран в горьковских госпиталях во время ВОВ), и крохотной часовенкой, расположенной, если мне не изменяет память, на месте братской могилы работников ГАЗ (Горьковского автомобильного завода), погибших прямо на работе во время налётов 1941-1943 годов.
Около последней мы обычно останавливались, молчали, думая о прошлом, звонили в колокол.
Кладбище уже тогда было настолько плотно застроено (оградка к оградке), что в самые труднодоступные места, к примеру, могла пролезть только я – маленькая и худенькая девочка – с тем, чтобы положить на обязательный для каждого уважающего себя участка столик – конфеты с печеньем. Предполагалось, что это делается для поминовения теми, кто будет есть. Сладости обычно забирали дети, бабушки или работники кладбища. Некоторые люди превращали оставленное в крошки – для птиц. Традиция эта, как видите, дошла и до наших дней. И долетели птицы.
В 90-ые Старое Автозаводское кладбище – на входе – стало преображаться: здесь появились захоронения цыган и бизнесменов 90-ых.
Выглядят монументально, но кто все эти люди – лично я не знаю (и Интернет, возможно, тоже: пробовала поискать некоторых – информации ноль).
В начале 2000-ых на Старом Автозаводском кладбище был установлен мемориал воинам-автозаводцам, погибшим на Северном Кавказе с 1995 по 2004 год, на территории которого захоронены 8 нижегородцев.
Без особых затруднений (если просто идти по центральным дорогам) можно встретить места последнего упокоения:
* Юрия Николаевича Христораднова (1929 – 2018) – советского партийного и государственного деятеля:
*Ивана Ивановича Киселёва (1917 – 2004) – директора ГАЗ в 1958-1983 годах:
*Бориса Павловича Видяева (1935 – 2016) – директора ГАЗ с 1986 по 1996-ой год
*Виктора Сергеевича Коноваленко (1938 – 1996) – двухкратного олимпийского чемпиона по хоккею с шайбой
*Евгения Александровича Шигонцева (1949 – 1998) – советского хоккеиста из основного состава горьковского «Торпедо».
Кроме них, на Старом Автозаводском кладбище нашли свой последний приют многие почётные автозаводцы, среди которых есть и Герои Советского Союза, и Герои Социалистического Труда, и даже полные кавалеры ордена Славы.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.