Плохое поведение детей может сбить с толку родителей. Но понимание того, почему они плохо себя ведут, может привести к позитивным решениям и изменить такое поведение к лучшему.
Каждый вечер случается одно и то же — борьба перед сном.
«Пора надеть пижаму», — говорите вы как можно более нежным голосом.
«Нет!» — восклицает ваш сын, одновременно убегая.
«Но тебе нужен сон».
Борьба продолжается до тех пор, пока, в конце концов, гораздо позже, чем вам хотелось бы, ваш сын наконец забирается в постель и засыпает.
Непокорное поведение перед сном — лишь один из многих (отягчающих) способов плохого поведения детей. Все родители в тот или иной момент сталкивались с некой формой плохого поведения со стороны своих детей. Разговоры, истерики, сопротивление или намеренное раздражение — вот лишь некоторые способы поведения детей.
Но вот в чём дело:
Хотя причины плохого поведения некоторых детей очевидны – например, когда ваш ребёнок раздражается из-за того, что не выспался ночью или время ужина позднее обычного, – многие из них могут сбить с толку родителей.
Как ребёнок, который всегда находит способ досадно прервать разговор матери на детской площадке, несмотря на то, что ему приказано дождаться своей очереди поговорить. Или трёхлетний ребенок, который продолжает бросать кубики LEGO даже после того, как ему сказали остановиться.
Подобные ситуации, мягко говоря, расстраивают. И они оставляют большинство родителей в недоумении. Они не понимают, почему их дети ведут себя именно так и что делать, чтобы изменить неприятное поведение.
Почему дети плохо себя ведут
Понимание того, почему наши дети плохо себя ведут, является важным первым шагом в определении того, как это остановить.
Часто мы приучены думать, что плохое поведение связано с личностью. Мы предполагаем, что некоторые дети дерзки, другие агрессивны, а некоторые дети намеренно раздражают, чтобы привлечь внимание.
Личности детей разные, поэтому в некотором отношении эти предположения могут быть верными. Однако если мы заглянем под поверхность поведения нашего ребёнка, мы, скорее всего, обнаружим более глубокую причину его плохого поведения.
Внешний вид поведения может меняться от ребёнка к ребёнку, но большинство проблемного поведения на самом деле вызвано некоторыми общими знаменателями.
Во-первых, полезно подумать о том, что значит быть ребёнком.
Мы забываем, насколько уязвимы дети. Мало того, что дети маленькие по размеру и всё ещё пытаются познать мир, но большую часть их жизни контролируют взрослые.
По этим причинам детьми движет стремление к безопасности, чувству принадлежности и значимости.
Дети тоже незрелые. Поскольку их мозг всё ещё развивается, им не хватает эмоционального самопознания, чтобы точно понять, что они чувствуют и почему. И даже если дети понимают свои сильные эмоции, у них не развиты коммуникативные и социальные навыки, необходимые для объяснения этих чувств другим людям.
Именно это сочетание уязвимости, незрелости и стремления к принадлежности и значимости заставляет детей действовать способами, которые не имеют смысла для взрослых, но кажутся им логичными.
Затем осознайте, что плохо ведущие себя дети приобрели ошибочные убеждения и цели.
В какой-то момент дети приходят к убеждению, что, отвечая, дерзко, властно или совершая длинный список других расстраивающих и раздражающих действий, они достигнут безопасности и значимости, которых они так жаждут.
Детей часто ругают или наказывают за плохое поведение, так зачем же им продолжать это преследовать? Но в своей незрелости дети не осознают ошибочность своих убеждений и не могут найти лучший способ достичь своей цели. (А иногда даже негативная реакция взрослых заставляет их чувствовать, что они частично достигли своей цели).
Понимание этих ошибочных убеждений, которые развиваются у детей, может помочь родителям лучше понять, почему их дети действуют, а также определить лучшее решение, чтобы изменить негативное поведение.
К счастью, ошибочные цели и убеждения, которые преследуют дети, можно разделить на четыре отдельные категории:
ТРЕБУЮТ НЕОБЫЧНОГО ВНИМАНИЯ
Все дети заслуживают внимания, но иногда они требуют чрезмерной отдачи, перебивая, крича, высказываясь без необходимости или делая то, чего им не сказали. Эти дети также могут просить родителей сделать для них то, что они вполне способны сделать сами, просто чтобы привлечь внимание родителей.
Почему дети ищут чрезмерного внимания: они чувствуют, что могут достичь чувства принадлежности, только если их заметят, даже если это внимание будет негативным.
В ПОИСКАХ БОЛЬШЕЙ СИЛЫ
Как узнать, стремятся ли дети к большей власти: дети, желающие власти, делают это, будучи оппозиционными и часто вступают в борьбу за власть.
Почему дети стремятся к большей власти: они чувствуют, что им не хватает контроля над своей жизнью, и считают, что они могут достичь чувства принадлежности только тогда, когда контролируют ситуацию.
Иногда недостаток власти возникает, например, из-за того, что ребёнок является самым младшим и чувствует, что решения принимают все остальные. В других случаях это может быть связано с тяжёлыми обстоятельствами, с которыми столкнулся ребенок.
МЕСТЬ
Как узнать, мстителен ли ваш ребёнок: он считает, что единственный способ достичь чувства власти и принадлежности — это причинить другим дискомфорт — эмоциональный или физический. Он может портить имущество, делать едкие заявления или отбирать предметы у тех, кто ему противостоит.
Почему дети мстительны: они чувствуют, что их наказали личным, неуважительным и нелогичным образом.
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ НЕНУЖНОСТЬ
Как узнать, считает ли ваш ребёнок себя ненужным: ему не хватает чувства принадлежности, но он отказался от попыток достичь этого. Ребёнку не хватает мотивации совершенствоваться, и он пытается убедить других, что он не способен делать что-либо правильно.
Почему дети считают себя ненужными: хотя такое поведение не обязательно является плохим, с ним всё равно необходимо бороться, чтобы помочь укрепить самооценку детей. В противном случае им по-прежнему будет не хватать мотивации добиваться большего, будь то домашнее задание или соблюдение семейных правил и ожиданий.
Прочитав эти ошибочные убеждения и цели, вы, возможно, подумаете: «Но моему ребёнку уделяется так много внимания! Как она могла требовать внимания?» или «Я всегда хвалю своего ребёнка. Как он мог чувствовать себя неанужным?»
К сожалению, плохое поведение имеет место вне зависимости от того, основаны ли убеждения ребёнка на фактах. Дети развивают эти убеждения и преследуют эти цели, основываясь на своем восприятии ситуации, а не обязательно на реальности.
Возможно, было бы полезно задуматься, почему вы и ваш ребёнок так по-разному воспринимаете динамику вашей семьи, и изучить основные причины ошибочных убеждений детей. Однако в то же время будет полезно обратиться к этим убеждениям такими, какие они есть.