Найти в Дзене
Aнастасис Ανάσταση

ПЕТУХ • ВЕСТНИК СВЕТА

Оглавление
Петух и черепаха. Аллегория борьбы света с тьмой. Начало IV в. Напольная мозаика Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея
Петух и черепаха. Аллегория борьбы света с тьмой. Начало IV в. Напольная мозаика Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея

Сражение между петухом и черепахой, представленное в напольной мозаике раннехристианской базилики в Аквилее (начало IV век), интерпретируется как борьба света с мраком, добра со злом.

Петух и черепаха. Аллегория борьбы света с тьмой. Начало IV в. Мозаика
Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея
Петух и черепаха. Аллегория борьбы света с тьмой. Начало IV в. Мозаика Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея

Петух, как вестник света нового дня, считался символом Христа. Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8:10).

Черепаха, напротив, в раннехристианском искусстве ассоциировалась с образом зла. Греческое слово «ταρταροῦχος» (черепаха) означает «житель Тартара», обитатель тьмы.

Римский поэт Пруденций (348-405) посвятил целый гимн петуху - провозвестнику нового дня:

«Пернатый провозвестник дня
Рассвет грядущий нам поет,
И пробудитель наших душ,
Всех к жизни нас зовет Христос.
«Бросайте ложа, - он гласит, -
С дремотой, ленью, немощью.
И с чистым сердцем, бодрые,
Смотрите: я уже в дверях»…
Известно ведь, что демоны
Ночами рыщут темными,
А с пеньем петуха вразброд
Со страху разбегаются…
Гласит петух нам радостно
Христово воскресение.
Власть смерти ныне свергнута,
Власть ада уничтожена.
Власть света победила тьму,
И день изгнал ночную тень».
(Пруденций. Гимн на пение петуха, Prudenz. Ad galli cantum //
Пруденций. Гимн на пение петуха / перев. с лат. Ф. А. Петровского // Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. – М.: Наука, 1970. С. 70–71 .

Ассоциируясь со Христом, петух в раннем христианстве имеет символическое значение воскресения.

В римских катакомбах можно встретить изображение петуха, часто в соединении с образом Доброго Пастыря (Добрый Пастырь. III–IV вв. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим; Добрый Пастырь. III в. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, Рим).

Добрый Пастырь.  III в. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, Рим
Добрый Пастырь. III в. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, Рим
Добрый Пастырь. III–IV вв. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим
Добрый Пастырь. III–IV вв. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим

❤️ Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы нас не потерять и не пропустить новые статьи и видео. Будем рады вашим вопросам и комментариям!