Сражение между петухом и черепахой, представленное в напольной мозаике раннехристианской базилики в Аквилее (начало IV век), интерпретируется как борьба света с мраком, добра со злом.
Петух, как вестник света нового дня, считался символом Христа. Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8:10).
Черепаха, напротив, в раннехристианском искусстве ассоциировалась с образом зла. Греческое слово «ταρταροῦχος» (черепаха) означает «житель Тартара», обитатель тьмы.
Римский поэт Пруденций (348-405) посвятил целый гимн петуху - провозвестнику нового дня:
«Пернатый провозвестник дня
Рассвет грядущий нам поет,
И пробудитель наших душ,
Всех к жизни нас зовет Христос.
«Бросайте ложа, - он гласит, -
С дремотой, ленью, немощью.
И с чистым сердцем, бодрые,
Смотрите: я уже в дверях»…
Известно ведь, что демоны
Ночами рыщут темными,
А с пеньем петуха вразброд
Со страху разбегаются…
Гласит петух нам радостно
Христово воскресение.
Власть смерти ныне свергнута,
Власть ада уничтожена.
Власть света победила тьму,
И день изгнал ночную тень».
(Пруденций. Гимн на пение петуха, Prudenz. Ad galli cantum // Пруденций. Гимн на пение петуха / перев. с лат. Ф. А. Петровского // Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков. – М.: Наука, 1970. С. 70–71 .
Ассоциируясь со Христом, петух в раннем христианстве имеет символическое значение воскресения.
В римских катакомбах можно встретить изображение петуха, часто в соединении с образом Доброго Пастыря (Добрый Пастырь. III–IV вв. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим; Добрый Пастырь. III в. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, Рим).
❤️ Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы нас не потерять и не пропустить новые статьи и видео. Будем рады вашим вопросам и комментариям!