Найти тему

Нет, это не выдумка. Рассказываю о немецкой зенитной ракете, которая была готова к производству в 1945 году

Оглавление
Ракета «Вассерфаль» глазами художника
Ракета «Вассерфаль» глазами художника

В процессе написания недавней статьи про проект советского сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50 я несколько увлекся и отправился изучать первые зенитно-ракетные комплексы, создававшиеся в середине прошлого века. Углубляясь в эту тему, невозможно проигнорировать первую в истории немецкую зенитную ракету «Вассерфаль» (в оригинале Wasserfall, переводится как «водопад»).

Данную ракету нередко вспоминают поклонники немецкого технического гения™ наряду с другими «вундерваффе» вроде танка Maus, самолета Me-262, ракет «ФАУ-1» и «Фау-2», которые должны были по задумке руководства Германии переломить ход Второй Мировой войны. Высказывается мнение, что если бы вместо трат на «Фау-2», наносивших больше психологический урон, чем физический, ресурсы пустили бы на серийный выпуск и совершенствование «Вассерфаль», то у Третьего рейха появился бы шанс отбиться от бесконечных налетов союзных бомбардировщиков на крупные города, промышленные и военные объекты.

Налеты союзной авиации были головной болью для немецкого командования. На фото налет бомбардировщиков B-24 на нефтяную инфраструктуру в румынском Плоешти, откуда Германия получала большую часть нефти
Налеты союзной авиации были головной болью для немецкого командования. На фото налет бомбардировщиков B-24 на нефтяную инфраструктуру в румынском Плоешти, откуда Германия получала большую часть нефти

За цитатой долго ходить не надо. Сожаление по поводу недостаточного внимания к проекту после войны высказывал уже бывший на тот момент рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер.

«Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии», – писал Шпеер в своей книге.

Так была ли эта самая ракета реальной угрозой для авиации союзников и могла ли стать последней надеждой Третьего рейха? Давайте немного познакомимся с ракетой и поразмышляем.

Половинка ФАУ-2

Управляемая зенитная ракета разрабатывалась в знаменитом ракетном центре в Пенемюнде с начала 1940-х годов, а формальный заказ поступил в 1942-м. Однако в приоритете тогда была первая в истории боевая баллистическая ракета A-4, более известная нам как «Фау-2». «Вассерфаль» же являлась побочным продуктом ее создания и внимание ей уделялось по остаточному принципу.

Ракета A-4, она же «Фау-2»
Ракета A-4, она же «Фау-2»

Если несколько упростить, то «Вассерфаль» представляла собой половину корпуса A-4 с дополнительными четырьмя стабилизаторами посередине. В зависимости от версии ракеты их угол установки и форма могли меняться, но общая компоновка оставалось та же. Были, конечно, и другие отличия. Поскольку зенитной ракете требуется долгое время находиться в готовности к пуску, окислитель в виде жидкого кислорода, применявшийся на A-4, не подходил. Почему? Он просто-напросто испарялся. Даже из закупоренной тары.

Поэтому для «Вассерфаль» подобрали другой окислитель под названием «Сальбай», являвшийся смесью азотной (90%) и серной (10%) кислот. Он вытеснялся в камеру сгорания при помощи азота, который начинал подаваться после подрыва пиропатрона и разрыва металлической мембраны. Из-за этого остановить запуск, например, если цель покинет зону досягаемости, было невозможно.

Ракета «Вассерфаль» в разрезе
Ракета «Вассерфаль» в разрезе

Стартовая масса ракеты составляла 3,5 тонны, из которых в районе 235 кг приходилось на массу боевой части (для сравнения, у ракет комплекса С-300 масса БЧ не превышает 150 кг). Мощная БЧ должна была несколько компенсировать не особо точное наведение. О нем поговорим чуть позже.

Информация об испытаниях ракеты довольно противоречива: одни источники указывают на первый успешный пуск в марте 1944, другие – на февраль 1945-го. Если усреднить имеющиеся данные, то «Вассерфаль» могла подняться на высоту в районе 20 км, а досягаемость по дальности составляла около 25-30 км.

Такие характеристики позволяли достать по высоте любые бомбардировщики. Правда по ним еще нужно было как-то попасть.

«Вассерфаль» со снятым головным обтекателем в Национальном музее ВВС США
«Вассерфаль» со снятым головным обтекателем в Национальном музее ВВС США

Для ракет разрабатывались несколько систем наведения. Одна подразумевала, что наземная РЛС «подсвечивает» цель, а ракета летит к ней, удерживаясь на оси радиолокационного луча. Суть второй системы заключалась в работе двух РЛС: одна отслеживала цель, другая – саму ракету. Показания обеих станций выводятся на одну электролучевую трубку (монитор) и оператор при помощи кнюппеля (джойстика) должен был совместить метки ракеты и цели.

Сигналы уравнения поступали на ракету, усиливались и передавались на рулевые машинки, которые поворачивали аэродинамические рули. То есть те самые крылышки. На малых скоростях, когда они еще неэффективны, применялись газовые графитовые рули, которые затем сбрасывались. Такое решение позже будет использовано на более современных ракетах, включая советские. Для удержания ракеты на курсе на борту имелся автопилот с тремя гироскопами.

Звучит неплохо. Вот только ни одна из этих систем наведения к началу 1945 года не была готова. И управление ракетой велось визуально, благо, что можно было поставить на нее яркий трассер. Правда и он не всегда спасал: во время одного из пусков оператор потерял ракету в облаках и она улетела в нейтральную Швецию, что вызвало скандал.

Испытательный пуск ракеты Hermes – американской копии ракеты «Вассерфаль». При ее создании использовалась исходная аэродинамическая схема, поэтому внешне ракеты практически неотличимы
Испытательный пуск ракеты Hermes – американской копии ракеты «Вассерфаль». При ее создании использовалась исходная аэродинамическая схема, поэтому внешне ракеты практически неотличимы

Кстати, автоматического взрывателя не было, его только разрабатывали. Поэтому команду на подрыв ракета получала от оператора.

По одним данным, всего до конца февраля 1945 года было выполнено 44 пуска, из которых 12 признаны успешными, по другим – 25 пусков при 15 успешных. Все они были испытательными, в бою «Вассерфаль» не применялся.

Слишком поздно

Работы по ракете были свернуты в марте 1945 года. Встречаются утверждения, что ракета была готова к серийному производству и в месяц планировалось выпускать до 5000 ракет, что довольно сомнительно в тех условиях. Немецкое командование планировало развернуть чуть ли не 300 батарей ЗРК в три линии на расстоянии в 80 км друг от друга для прикрытия городов с населением от 100 тысяч человек.

Вот только к началу 1945 года было уже поздно: заводы, где могли бы производить комплектующие для ракет, лежали в руинах или были близки к этому состоянию, не хватало сырья (например, графит для газовых рулей из-за дефицита не хотели выделять еще в 1944-м). А тут нужно было выпускать не только ракеты, но и дорогущие сложные в производстве РЛС, а также другое оборудование для наведения.

Один из испытательных пусков ракеты «Вассерфаль»
Один из испытательных пусков ракеты «Вассерфаль»

Могли ли немцы раньше защитить свои города и заводы при помощи ЗРК, если бы году в 1942-м направили больше ресурсов на зенитные ракеты? Вопрос хороший, но что-то мне подсказывает, что нет.

Системы наведения были тогда еще слишком несовершенные и даже в случае их доводки расход ракет для поражения одной цели был бы огромным.

Уверен, что и союзники по антигитлеровской коалиции тоже бы не стали сидеть сложа руки и стали бы вырабатывать меры противодействия, коих можно придумать немало.

Как менялась «Вассерфаль» в процессе разработки
Как менялась «Вассерфаль» в процессе разработки

И даже если бы все у немцев получилось, стоит учесть, что ракета имела весьма ограниченные маневренные характеристики и могла поражать разве что тихоходные тяжелые бомбардировщики. А ими ударная авиация не ограничивается.

Кстати, о поражении воздушных целей на испытаниях никакой информации нет. Поэтому что-то судить о реальной эффективности крайне затруднительно.

Может быть немецкие инженеры и могли довести комплекс до работоспособного состояния спустя еще несколько лет. Но этого времени у нацистской Германии не было.

В мае 1945 года центр ракетной техники Пенемюнде был занят советскими войсками. Вскоре начнется изучение полученных образцов, но это уже совсем другая история.

Кстати, а как вы думаете, могли ли зенитные ракеты спасти Германию от поражения, если бы ими занялись на пару лет раньше? Предлагаю обсудить в комментариях.

Также рекомендую почитать другие мои статьи:

За 20 лет до Ту-160. Как в 1950-х годах в СССР создавали сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик

Как появился и куда пропал российский бронетранспортер с боевой мощью БМП

В России планируют принять на вооружение сразу три новых колесных САУ. Рассказываю, что о них известно

Пять образцов военной техники, судьбу которых перечеркнул распад СССР. Часть 2

Новый БТР, который имеет все шансы стать серийным раньше «Бумеранга». Рассказываю о главной новинке форума «Армия-2023»