Этот материал продолжение цикла «Тюдоровский Миф. Главная английская пропаганда XVI века». Предыдущая часть по ссылке.
Представители династии Тюдоров, дабы продемонстрировать легитимность своей власти, пытались не только написать с помощью придворных историков определенное видение истории Войны роз и предшествующих ей событий, но и пытались связать себя с одной из главных английских легенд – легенде о короле Артуре и рыцарей Круглого стола.
XVI век стал очередным скачком популярности английской легенды о короле бриттов. Подсчитав частоту повторений имен рыцарей Круглого стола приблизительно по 40 000 оттисков французских печатей, имевших внутреннее хождение в конце XV в., французский историк Мишель Пастуро наглядно продемонстрировал, что «играть в короля Артура» было обычным городским делом, а в некоторых регионах, например в Нидерландах и Италии, до середины XVI столетия развивалась настоящая «артуромания». Во Франции на первом месте были имя рыцаря Тристана (120 примеров), затем шли имена Ланселота (79 упоминаний), очень близкого к нему Артура (72 примера), еще реже – Гавейна (46 примеров) и Парцифаля (44 примера). Такой популярностью легендой, конечно не мог не воспользоваться король Генрих в своих корыстных целях.
Справедливости ради, Тюдоры не первые и не последние, кто использовал артуриану в своих целях. Вообще, если просматривать всю историю изменения легенды о короле Артуре, то можно сделать вывод, что легенда довольно «гибкая». Так, к примеру, после норманнского завоевания Англии, легенда об Артуре стала приобретать нормандские элементы в повествовании.
Но не будем отвлекаться, а вернемся к Тюдорам. С учетом популярности легенды, Генрих не мог не знать всех деталей артуровской легенды и поэтому предпринял ряд мер, направленных на ассоциацию себя с наследником великого Артура. В начале сентября 1486 г. король вместе с двором и королевой Елизаветой Йоркской в ожидании наследника перебираются в Винчестер, столицу древнего королевства Уэссекс, где, как считалось, был некогда расположен легендарный Камелот. Именно Винчестер олицетворяется с Камелотом в трудах Гальфрида Монмутского, а позже – у Томаса Мэлори, автора известного. В Винчестере 20 сентября у короля родился первенец. Имя Артур было выбрано для принца намеренно: оно подчеркивало ассоциативную связь наследника престола с легендарным королем и еще раз подтверждало легитимность новой династии.
Существуют сведения, что во дворце в Винчестере располагался круглый стол, созданный по аналогии с круглым столом Артура. Как бы то ни было, названный Круглый стол был украшен и использовался во время церемонии крещения принца Артура в 1486 г. Таким образом, с самого рождения принцу Артуру была отведена особая роль в пропаганде династии. Как старший сын Генриха VII, он должен был наследовать престол после своего отца, участвовать в придворной и праздничной жизни, олицетворяя собой образ своего предка.
При дворе короля также активно велись дискуссии вокруг личности легендарного Артура. Создавались энциклопедические труды о значении его личности в истории. Придворные поэты, в свою очередь, посвящали свои произведения сыну Генриха принцу Артуру, в которых его ассоциировали с легендарным королём.
Сам же принц Артур умер в достаточно юном возрасте так и не став королём. Его место на престоле занял всем известный генрих VIII...