Найти тему

Залив терпения.

До прочтения этой книги мне не приходилось сталкиваться с произведениями, написанными в жанре автофикшен. Смутно себе представлял, как должно строиться повествование сюжета, где автор рассказывает автобиографичные моменты своей жизни, дополняя их вымышленными историями. Поэтому сперва решил почитать о жанре. Поисковик выдал мне ряд статей на эту тему, и по одной из первых же ссылок я прочел слова французской писательница Анни Эрно, что получила в прошлом году Нобелевскую премию по литературе и пишет, как раз в жанре автофикшен. Слова обращены к молодым писателям и писательницам: «Не стремиться писать хорошо, но стремиться писать честно».

На протяжении всего повествования в книге Марии Нырковой «Залив терпения» ярко чувствуются личные переживания автора, не покидает ощущение, что она написана искренне и честно.
Сюжет книг строится вокруг поездки Маши на Сахалин, откуда родом ее семья и где осталась квартира, которую нужно продать. Во время этой поездки девушка делится своими переживаниями, эмоциями, рассказывает о взаимоотношениях с партнером. А еще она рассказывает историю ее семьи, в которой главными персонажами являются женщины.

Ксения – прабабушка Маши, женщина со сложной судьбой, чью жизнь не обошли стороной суровые тридцатые годы двадцатого века. Бабушка Нина, что была вынуждена провести детские годы за станком оружейного завода в период Великой отечественной войны. Книга буквально пронизана болью от несправедливости и горя, которое пришлось на долю родственниц рассказчицы.

Мария Ныркова автор книги "Залив терпения".
Мария Ныркова автор книги "Залив терпения".

Кроме серьезности темы поднимаемой молодой писательницей, Марии чуть больше двадцати лет, удивляет и самобытный стиль, в котором написана книга. С первой же страницы бросается в глаза отсутствие заглавной буквы в начале предложений, в одном из своих интервью Мария говорит об этом: «Мне было важно сделать заглавную букву местом пристального внимания читателя. За ней можно следить, как за компасом, и это помогает лучше понять героиню.»

В книге меня особенно зацепили отдельные фразы их глубиной смысла:

«эта гордая женщина учит меня любви: в первую очередь любви к своему сомнению»

«уязвимо движется мир по рельсам своим. по своей орбите. сопротивление доле – это ведь неестественно для мировой гармонии»

Не менее интересна чувственность, с которой героиня рассказывает о своих переживаниях, воспоминаниях. Возникает ощущение, что она балансирует между собственными страхами и желанием жить, словно канатоходец идущий по канату на большой высоте. Иногда, в процессе чтения книги, создается впечатление что еще чуть-чуть, и героиня книги начнет задыхаться от собственных эмоций.

В «Залив терпения» Мария чередует прозу со стихами, а еще цитаты классиков – Блока, Чехова, Мандельштама, со строчками из песен популярной у молодой аудитории группы Аигель. Внутри текста встречаются феминитивы: девушка товарищ – товарка, девушка автор – авторка.

Стиль Марии Нырковой похож на что-то среднее между записями в личном дневнике, постами в социальных сетях и письмом близкому человеку, где резкие фразы чередуются с чувственным описанием ощущений.

Не могу сказать, что книга попала бы в список тех, что я бы рекомендовал как обязательные к прочтению. Более того, возможно людей с консервативными, ортодоксальными взглядами она спровоцирует на резкую критику, если не самим содержанием, то формой в которой оно подается. Но если хочется приблизить понимание, как воспринимается мир современной юностью, по крайней мере ее девичьей частью, то «Залив терпения» может быть именно той книгой, которая может в этом помочь.

А вы читали «Залив терпения» или другие книги, написанные в жанре автофикшен?