Тема пехотной тележки оказалась, неожиданно, востребована. При этом, на данный момент есть некоторое количество волонтёрских моделей и коммерческих образцов, но штатной тележки в ВС РФ не существует. Однако, оказывается, что тема подобных тележек не нова, их активно применяли и производили крупными сериями во время Второй Мировой Войны. Более того, те или иные эксперименты с тележками проходят в армиях нашего вероятного противника регулярно, а также есть просто коммерческие образцы. Хороший материал по данному вопросу нашел на англоязычном блоге Think Defence за июль 22-го года, т.е. немного раньше, чем у нас взялись за освоение данного вида техники, о нём было хорошо известно и писались статьи.
Ещё в предвоенный период в Великобритании начались эксперименты с гусеничными приводными тележками, для обеспечения перемещения боеприпасов по пересечённой местности. Конструкция с резиновыми гусеницами выдерживала до 700кг нагрузки при угле подъёма до 30 градусов, и выглядит современно даже по сегодняшним меркам. Но до серийного производства тогда не дошло.
В крупную серию в Великобритании пошла десантная ручная тележка, хотя применялась она и в других родах войск. Количество выпущенных более 16 тысяч. Комплектовалась ручкой для двух человек и дополнительной верёвочной упряжью, если необходимо заносить её на слишком крутой подъём или поддерживать при спуске. Часто использовались миномётными расчётами для подвоза БК на позиции.
В пехоте также массово использовался прицеп для джипов, который при собственном весе в 250 кг позволял перевозить нагрузку до 500. Таких было выпущено более 30 тысяч. Оба изделия, что интересно, принадлежат компании Ягуар Даймлер, и гордо присутствуют на сайте о её историческом наследии.
В армии США производили US Army Utility Hand Cart. За время ВМВ произведено большое количество экземпляров нескольких модификаций, включая алюминиевую для десанта.
При том, что общая концепция совпадала с английской, американское изделие имело большое количество аксессуаров. Простые манипуляции могли превратить её в прицеп для мотоцикла или лёгкого джипа.
Для различных родов войск и систем вооружения имелись наборы крепёжных системы, позволявшие надёжно крепить на тележки станковые пулемёты, боеприпасы, катушки кабеля для связистов и прочее.
Дополнительным преимуществом была простая разборка конструкции для перевозки на транспорте.
В Вермахте в годы ВМВ широко применялась тележка Infanteriekarren (If. 8), схожая по основным решениям с показанными выше.
Основной особенностью немецкой конструкции была возможность соединить две тележки в единый прицеп, и перемещать на конной или автомобильной тяге. Для этого тележки имели подвеску, за счёт которой могли перемещаться с большими грузами и скоростью.
В послевоенный период аналогичные модели тележек использовались армиями третьего мира в различных конфликтах. Армии НАТО постоянно экспериментировали с различными вариантами, как для эвакуации раненных, так и для доставки грузов. Но массового принятия на вооружение не было. На бездорожье роль пехотных тележек стали выполнять квадроциклы и прицепы к ним.
Вопрос однако в работе в плотной городской застройке, а как показал последний опыт, ещё и при постоянном наблюдении с воздуха.
На сегодняшний день на Западе это не считается большой проблемой, поскольку варианты тачек и тележек, как с приводами так и без производятся для многих видов экстремального спорта.
Например туристические варианты. Такой как на фото, с одним колесом выдерживает 70кг нагрузки. Есть, соответственно варианты с приводными колёсами различной конструкции и количества.
Для спасателей, работающих в условиях пересечённой местности, производятся носилки. Также для различных типов местности и транспорта может отличаться количество колёс и наличие привода.
Большое количество различных моделей охотничьих тележек, по сути, выполняющих сходные с военными функции, доступны на рынке. В отличие от военных моделей их дополнительным преимуществом является разборка и малые габариты при транспортировке, всё-таки охотники ездят на джипах, редко на грузовиках. Насколько я понимаю именно эти образцы чаще всего и копируют наши производители для ВС РФ.
На рынке строительной и складской техники большой выбор малой механизации, как расчитаной на бездорожье, так и нет. Но, несмотря на то, что на вооружении крупных армий в данных момент пехотных тележек нет, есть и специализированные военные модели, которые выпускаются для милитари рынка.
Например в Израиле можно заказать модель Wild Goose от Marom Dolphin
Такая тележка с электроприводом в двух или четырёхколёсном варианте может работать как управляема с пульта платформа или с помощью специального соединения с поясом повторять "след в след" движения человека. Нагрузка до 140кг.
Более простая американская модель с электроприводом. Складная тележка STEED (Silent Tactical Energy Enhanced Dismoun). Может использоваться одним или двумя людьми, при нагрузке до 227 кг. В зависимости от степени нагрузки на двигатель на одной зарядке проходит до 48 км, конечно, это если толкать её вдвоём.
Полезность подобной техники сегодня сомнению не поддаётся. Опыт показывает, что она используется и эвакуационными группами, и для снабжения переднего края в позиционных боях, и для многих других целей.
Статья написана на основе данных Think Defence переведенных автором.