Найти в Дзене
Палач

Почему в видеоиграх ходят на клавиши WASD? Виноваты Quake, Half-Life и еще одна великая игра

Оглавление

А теперь никто и не задумывается.

Если вы когда-нибудь рубились на компьютере в игру, где нужно ходить, то наверняка делали это не на нубских стрелочках, а с помощью легендарной комбинации клавиш WASD в левой части клавиатуры. Сегодня это кажется чем-то таким же естественным, как кислород в воздухе. Все геймеры со времен египетских фараонов ходят на WASD. Но ведь так было не всегда.

-2

Как именно появилась эта комбинация? Почему именно она? Как она стала стандартом управления? Может показаться, что эти части общегеймерского лора остались где-то далеко позади вместе со словом «бродилка». Но на самом деле все было очень даже последовательно.

Как ходили геймеры до изобретения WASD?

Изначально в играх, где ходят с помощью клавиатуры, доминировали стрелки, потому что это логично. На клавишах нарисованы стрелки – значит, так мы и двигаемся. Невозможно оспорить. В каких-нибудь коридорных шутерах или даже RPG от первого лица все работало прекрасно.

   Wolfenstein 3D
Wolfenstein 3D

Более того, в ранних играх мышь часто не была задействована в принципе. Например, была распространена следующая система. Стрелочки для ходьбы, клавиша Ctrl для стрельбы и Page Up/Page Down, чтобы переводить взгляд вверх и вниз. Проблема в том, что в большинстве игр вертикальность была не нужна. То есть, хватало обзорного режима лево-право.

Конечно, вы могли пользоваться и мышью. Но зачем? В Wolfenstein 3D, спрайтовом шутере 1992 года, вы могли использовать мышь, чтобы смотреть влево и вправо, но это было не очень удобно. Клавиш реально хватало.

   System Shock
System Shock

Параллельно начали выходить игры, предлагавшие другие наборы для контроля. Например, в легендарной System Shock 1994 года стандартной схемой управления была ASDX. Попробуйте походить так сейчас и вы с ума сойдете от того, насколько это контринтуитивно. Чуть более удобоваримый вариант – ZXCV, когда четыре пальца располагаются в ряд. А кому-то больше нравились аналоговые циферки справа. Но потом пришла игра, которая все изменила.

Quake поменял управление и заставил людей двигать мышью

Да, первый Quake 1996 года реально изменил все. Он не только выглядел лучше других шутеров своего времени, но и был самым быстрым и, что важнее, самым вертикальным. Внезапно стало очень важно моментально ориентироваться в трехмерном пространстве, смотреть вверх и вниз, а не только влево и вправо. Page Up и Page Down тут же стали изгоями, потому что не поспевали за темпом Quake.

   Quake
Quake

Забавно, но по умолчанию в Quake стояли все-таки обыкновенные стрелочки. И многие спокойнейшим образом играли с ними. Единственное, что поменялось радикально – роль мыши. Теперь правая рука геймера всегда находилась на ней, чтобы нормально контролировать обзор.

Поскольку Quake сразу стал гигантским явлением, по нему начали проводиться турниры, и профессиональные игроки хотели улучшить эргономику процесса. Они понимали, что расположенные в правой части клавиатуры стрелки находятся слишком близко к мыши. Нужно было найти варианты слева. Тогда каждый профи придумывал собственную раскладку.

   Деннис Фонг
Деннис Фонг

Чемпионом первого официального турнира по Quake в 1997 году стал некто Деннис Фонг. Он предпочитал раскладку WASD. То есть, он скорее всего не был первооткрывателем, потому что расположение кнопок и так очевидно имитировало стрелки в левой части клавиатуры. Но Фонг победил. И победила его система.

   Quake II
Quake II

В том же 1997-м вышел Quake II. Еще более резвый и отточенный. Еще более популярный. Наступала эпоха мультиплеерных шутеров. Начиная с этой части, мышью пользовались уже все нормальные геймеры. И многие завели моду менять раскладку. Так, то ли из-за Фонга, то ли естественным образом комбинация WASD стала стандартом. Когда кого-то учили играть в Quake, опытный товарищ-геймер обязательно показывал новичку эту раскладку, как наиболее эффективную. Прошло еще два года, и в 1999-м WASD стала официальной раскладкой Quake III по умолчанию.

Half-Life и World of Warcraft закрепили идею

Важно понимать, что раскладка WASD могла бы долгое время оставаться уделом любителей сетевых шутеров. В этом мире всегда было много странного. Так, например, профессиональные игроки в Counter-Strike играют на минимальных настройках графики, чтобы повысить мобильность и скорость отдачи, а на графон им абсолютно наплевать.

   Half-Life
Half-Life

Чтобы WASD стала стандартом индустрии, нужно было нечто большее, чем мода у игроков в Quake. Нужно было признание. И оно пришло. В 1998 году вышла первая часть Half-Life. Конечно, она не была настолько же революционной, как ее будущий сиквел Half-Life 2 – возможно, важнейшая игра в истории. Но Half-Life все равно был ультрамодным и современным. Он задавал тренды, и одним из них стала раскладка.

Именно Half-Life от Valve стал первой большой игрой, где за перемещение по умолчанию отвечали клавиши W, A, S и D. При этом в Half-Life вам все-таки нужно стрелять. И долгое время по инерции считалось, что WASD – стандарт для шутеров, а в играх помедленнее и поспокойнее можно было обойтись и стрелками. Хотя надо сказать, что многие игроки предпочитали не изменять привычке и заходили в настройки, чтобы поставить WASD.

   World of Warcraft
World of Warcraft

Но все большее количество игр в XXI веке перенимало эту моду и отказывалось от стрелок. Точка была поставлена в 2004 году. Тогда вышла World of Warcraft, где система WASD также была базовым стандартом. Это и был момент кодификации большинства геймеров и массового отказа от стрелочек.

Почему 2023 год – один из лучших в истории видеоигр? Хитов слишком много: от Baldur’s Gate 3 до Zelda

👍 Каждый лайк помогает каналу развиваться. Больше лайков – больше классных текстов!

✅ Смело подписывайтесь на «Палач», у нас только захватывающие посты!