Я часто говорила в шутку, в ответ на жалобы на жизнь продуманов-"философов": "Вот пока ты ноешь, Аяз делает 200-ый бизнес!". И, независимо от того, знал человек Аяза или как, он сразу пересиавал жаловаться и начинал действовать. Конструктивно.
Я и сама не погружалась в исследование деятельности Лайк Центра — ну зачем мне?? И просто имела ввиду, что есть такой товарищ Аяз, который не стесняется беспардонно себя везде рекламировать и планомерно-агрессивно отжимать рынок. Меня восхищала его манера вот так прямо заявлять о себе миру. А фото с белым оскалом, гоняющееся за мной по Директу с призывом вступить в клуб предпринимателей ну просто намазолило глаз. Сильная вещь — маркетинг. Но главное в ней — не увлекаться. Ну а про качество продукта — обучение в лайк центре, в частности, я вообще не думала — по мне, учиться надо в бизнес-школах и реальных универах. Остальное — всегда ерунда.
Так вот, несколько дней назад Аяза задержали по делу о мошенничестве. В принципе, оно наклёвывалось. Туда лезть не будем, но сделаем несколько конструктивных выводов о том, как и что делал Аяз, и постараемся перенять от него самые лучшие уроки. Поехали!
1. Сам себя не похвалишь — никто не похвалит. И fake it till you make it. Не стесняемся говорить миру, какие мы молодцы. Дабы у каждого есть причины, почему он/она — молодец. Находим свои сильные стороны и заявляем о них!
2. Растим самоуверенность: она сама появляется не всегда, и рождаются с ней не все. Но, по мере преодоления разных жизненных сложностей, она может появиться. Взращиваем. А пока самоуверенность растет, fake it till you make it ...
3. Не бойтесь заявлять о себе миру — и лепить своё лицо везде; приучать аудиторию к себе, налаживая таким образом эмоциональный "мост" и взращивая к себе симпатию.
4. Мечтать масштабно — хороший навык, но тут нельзя забывать о риск-менеджменте, о последствиях и об экологичности решений. Все должно быть оценено реально.
5. Идея тиражировать и диверсифицировать бизнесы, в принципе правильная.Но тут лучше выстроить успешно один, а потом и все остальные. Степ бай степ, без нервозности и спешки.
Тут Аяз оказался молодцом и подал нам правильный пример. Теперь, что же он упучтил из вида, но что не упустим мы?
1. Нельзя забывать о прозрачности, бизнес-этике и обычной человеческой этике. Нельзя обманывать людей.
2. Важно держать обещания, тем более те, за которые взимаются деньги. Обещаешь крутой продукт — поставляй его!
3. Нельзя быть слишком заметным и выкатывать свой успех — каким успешным человек бы ни был.
4. Нужно платить налоги. Вовремя. Тчк. И штрафы. И коммуналку. И вообще все счета.
5. Люди — самый ценный актив, всегда. Тем более для бизнеса, который ориентирован на людей и зарабатывает на аудитории. Вот их кидать нельзя. Никаких людей кидать нельзя.
6. Гордыня — самый опасный грех, а корона — самое дурацкое украшение, тем более для мужчины. Поэтому важно 1) мониторить факт её появления и 2) вовремя её сшибать.
7. Принцип бумеранга — основа жизни. Что посеешь, то и пожнёшь. Мы живем в мире последствий своих собственных решений и как хочешь, чтобы относились к тебе, так относись и к другим.
Помни Аяз эти золотые постулаты жизни, не влип бы так. И гляди, что-то стоящее бы и сделал. Но, увы — мудрость приходит с опытом. А своей делюсь тут, мне не жалко)