«Школьную программу пора обновить. Заставлять подростков заучивать стихи самоубийц и погружаться в мир алкоголиков — жестоко и бессмысленно.»
«Конечно классика вечна. Но Толстой с Достоевским — сложная пища для юного ума. А депрессивные строчки алкоголика Есенина могут навредить хрупкой психике.»
Такое мнение часто можно встретить в интернете или от родителей. При этом они не против, чтобы их дети слушали Нирвану или рокеров, для которых запрещенные вещества и алкоголь — чуть ли не главные темы.
Поддержу мысль, что русская классика, которую сегодня преподают в школе не нужна. Нет, она не вредная, но способ подачи убивает все желание детей ее читать и понимать.
Чтобы ребенок смог понять книгу, его нужно погрузить в контекст, заинтересовать, но в рамках школьной программы это сделать невозможно. И получается, что книги скучные, читать дети не хотят.
Список «лишних» книг в школьной программе
Сразу хочу предупредить, что список книг — мое личное мнение. Понимание всей сути, которые пришло только после того, как перечитала их во взрослой уже жизни.
Хочу показать — проблема была не в произведениях, а в нашем детском восприятии.
Речь пойдёт не о бестселлерах вроде "Мастера и Маргариты" или "Героя нашего времени". Их и так любят за динамичный сюжет, ярких героев, юмор.
А о книгах, которые в школе часто не нравятся. Я постараюсь вдохновить на новое прочтение, ведь с возрастом меняется восприятие. И тогда открывается истинная ценность великих произведений.
«Обломов»
Вот Обломова школьники, как правило, просто ненавидят. В школе этот роман кажется унылой историей про ленивого чудака, который целыми днями лежит на диване. Ску-ка!
Но, когда перечитала, неожиданно для себя открыла комедийную глубину. Вся первая часть — это вереница забавных персонажей, навещающих Обломова. Их диалоги — настоящие жемчужины остроумия.
Гончаров гениально высмеивает определённые типы людей. А главный герой выступает как воплощение национального характера с его достоинствами и недостатками.
Просто почитайте, какие диалоги:
Юмор Гончарова основан на абсурдности диалогов и ситуаций. Персонажи говорят много, но не слышат друг друга. Это создаёт комичный эффект.
Смешно не содержание реплик, а сам факт того, что такие странные и пустые разговоры ведут взрослые уважаемые люди. Они с пафосом говорят о вещах, далёких от реальной жизни. И это выглядит абсурдно:
Если "Обломов" пока кажется тяжеловатым, стоит начать знакомство с Гончаровым с "Обыкновенной истории" — это произведение более динамичное и смешное.
Современный аналог Обломова — удаленщик или москвич с пассивным доходом от сдачи квартиры. Оба не хотят лишний раз выходить из квартиры или даже дойти до кухни.
Такой образ жизни был распространен среди дворянства во времена Гончарова. Писатели той эпохи показывали, к чему это приводит.
Обломов — мужчина за 30 с прислугой Захаром. Его современные версии живут с мамами. Он не видит смысла выходить из дома. А его гости — это как просмотр ленты в соцсетях.
Вечно актуальное «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" — сложное произведение для восприятия школьников. Особенно в преддверии Нового года, когда все мысли о празднике и каникулах.
Объемный текст в стихах кажется подросткам непосильной ношей. Да и сама тема — поиски счастья простого народа — вряд ли близка и понятна в этом возрасте.
Скорее всего, многие довольствуются кратким пересказом или читают небольшие отрывки. Целиком осилить философскую поэму Некрасова непросто.
Тем временем сама поэма даже начинается остроумно:
И дальше начинается то, что даже через 150 лет так и не закончилась:
Представьте, как бы эта дискуссия выглядела в наше время. Действительно, список кандидатов на роль счастливца пополнился бы новыми персонажами — депутатами, блогерами, айтишниками.
А стихотворная форма и архаичный язык не должны отпугивать, ведь мы спокойно воспринимаем тексты песен. Мне кажется, если современные музыканты обратятся к этой поэме, она может зазвучать по-новому и заинтересовать подростков.
«Мертвые души»
Школьники еще понимают, насколько смешной и остросоциальный "Ревизор". А вот "Мертвые души" — не самое легкое произведение для восприятия ребенком. Мистическое название и репутация Гоголя создали у меня ожидание мистики, но мы получаем историю про финансовые махинации. И даже это не всегда понятно.
На деле же перед нами сатирическое изображение провинциальной России и история афериста Чичикова. Для подростка тема мошенничества и обличения пороков может показаться сухой и скучной.
Но юмор Гоголя раскрывается именно в контексте эпохи — через быт, типажи, диалоги. Этот комизм и сатира по достоинству оцениваются лишь при взрослом перечитывании.
Так что не стоит ожидать, что школьники полюбят "Мертвые души" с первого раза. Но со временем, когда контекст станет понятнее, они точно смогут оценить талант Гоголя-сатирика.
Один из известных примеров — самое начало:
Современники Гоголя начинали смеяться еще на первых словах. А чего смешно, не от слова бричка же? Нет.
Обозначение города буквой N должно было придать повествованию обобщенности. Простой среднестатистический провинциальный город.
Но Гоголь умышленно пишет NN. А это уже может иметь только одно значение — Нижний Новгород. Получается забавная несостыковка: попытка сохранить анонимность делает город узнаваемым.
При изучении "Мертвых душ" в школе важно учитывать исторический контекст. Без знаний о крепостном праве и особенностях учета крестьян трудно постичь замысел Чичикова.
Он покупал за бесценок умерших крепостных, которые по документам значились живыми. А затем собирался продать их вновь как живых. Это гениальное мошенничество, учитывая, что помещики редко отчитывались о своих крестьянах.
Переговоры Чичикова с помещиками полны абсурдного юмора, как в современных фильмах и сериалах:
Гоголь и Гончаров ожидали встречи с вами в 19 веке, и, возможно, настало время окунуться в их творения и насладиться их обществом.
Подпишитесь на канал "Мудрые дети", а то Дзен возьмет и не сообщит вам о следующей нашей новой статье. Дзен ведь такой — тут хорошие каналы трудно найти, легко потерять, невозможно забыть.
— Еще 11 "гениальных" ответов в школьных тетрадях (примеры просто "железной" логики)
— "В тихом омуте я вожусь": смешные подписи к детским фото (ухохоталась 😂)