В эпоху цифровых технологий и молниеносного распространения огромных объемов информации очень важно уметь фильтровать эти потоки, анализировать их и отличать достоверную информацию от фальшивки. С большой долей вероятности следующим поколениям будет не так важно помнить даты и детали исторических событий, но навык обдумывания, установления причинно-следственных связей и выработки выводов будет необходим.
Согласно отчету Всемирного экономического форума, к 2025 году критическое мышление станет четвертым по важности навыком, который тесно связан с первыми тремя: аналитическим мышлением, активным обучением и комплексным решением проблем. Именно поэтому людям, занимающимся обучением, так важно сосредоточить свои усилия на развитии этих навыков у детей и молодежи. Ведь именно им наше поколение передаст пульты управления страной и миром.
Но всегда лучше начинать с себя.
Автор: Марина Фомина — эксперт кафедры «Креативные методологии» Академии социальных технологий, специалист по повышению качества мышления в условиях изменений, стресса и неопределенности.
Что такое критическое мышление
В нашей культуре люди часто путают понятия критического мышления и критики, сводя его к навыку видеть и указывать на слабые места, недоработки и недочеты. Однако путать их не стоит. Критическое мышление — понятие более широкое и включает в себя несколько навыков.
Если говорить простым языком, критическое мышление заключается в тщательном анализе, обработке и осмыслении информации, чтобы вы могли принимать более правильные решения и в целом лучше понимать суть вещей. И идея развития этих навыков для человечества не новость: о необходимости совершенствовать стратегии своего мышления говорили еще Платон и Аристотель.
Развитые навыки критического мышления считаются метакомпетенцией, поскольку их можно с пользой применить к любой проблеме, предметной области, вопросу или понятию.
Но ни один человек на планете не мыслит критически круглосуточно. Большая часть нашего повседневного мышления некритична. Согласно исследованиям Дэниела Канемана, человеческий мозг обрабатывает информацию двумя системами мышление: быстрой и медленной. Быстрая система автоматична и экономит энергию. Именно ею мы принимаем большинство повседневных решений, доведенных до автоматизма. Странно было бы каждый раз задаваться вопросом: как именно лучше завязать шнурки в это время суток. В этом случае у нас не осталось бы никакой когнитивной энергии на творчество и на решение действительно важных задач.
Зачем людям критическое мышление
Критическое мышление тесно связано с другими способностями, такими как творчество, логика, интуиция, что позволяет нам разрабатывать новые стратегии и способы видения и восприятия мира.
Его важно развивать по нескольким причинам:
- Оно способствует интеллектуальному развитию. Умение критически мыслить поможет вам оценивать новую информацию и принимать более взвешенные решения. Вы сможете сравнить плюсы и минусы доступных вариантов и увидеть, что у вас больше вариантов, чем вы можете себе представить на первый взгляд.
- Люди могут и будут манипулировать нами, если мы принимаем все за чистую монету и позволяем им думать за нас. Просто взгляните на рекламу последней модной диеты или «чудодейственного» лекарства — часто они основаны на невежестве и ложной надежде заставить людей покупать что-то, что в лучшем случае бесполезно, а в худшем — вредно. Когда вы критически оцениваете информацию (особенно информацию, предназначенную для продажи), вы можете уберечь себя от неэтичных компаний и людей.
- Это делает вас более профессионально востребованными, потому что бизнесу всегда нужны лучшие, более обоснованные решения. Лучшие сотрудники не только знают, как решать существующие проблемы, но и умеют находить для них новые решения.
- Именно оно помогает объективно оценивать свою работу, сформировать собственное мнение по теме и развить уверенность в себе.
Как развивать критическое мышление
Мы не рождаемся с этими навыками, а развиваем их в процессе жизни. Они приобретаются и оттачиваются с течением времени. Безусловно, одним людям их легче приобрести, чем другим, но, в принципе, их можно взрастить в каждом. Да, придется потрудиться, но это того стоит!
Однако родители, педагоги и даже руководители часто пытаются получить быстрый результат. Они действуют из лучших побуждений, стараясь передать набор «проверенной поколениями информации» и подстилать соломку там, где это только возможно.
Чего НЕ следует делать
- Подменять процесс анализа и поиска решений готовыми схемами и набором догм. Это уводит от результата и не способствует развитию качественного критического мышления.
- Фокусироваться на ошибках, которые допускает ребенок в процессе деятельности. Это фрустрирует и повышает уровень стресса, что не способствует повышению качества мышления.
- Самим не развивать в себе критическое мышление. В этом вопросе важно начинать с себя. Дети моделируют тех, кто их обучает. Поэтому человек, не имеющий критического мышления, имеет мало шансов развить это в других.
Что имеет смысл делать
1. Поощряйте задавать вопросы и сами их задавайте
Техника «Метод Киплинга»
«Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, —
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где».
При анализе любой задачи используйте эти вопросительные слова, конструируйте с ними открытые вопросы. Добавьте к ним Зачем, Сколько, Откуда, Куда. Расширяйте поле анализа. Кстати, даже дети легко и быстро осваивают этот метод и вовлекаются в игру.
2. Добавьте долю качественного сомнения
Не того, которое заставит вас метаться между вариантами и снизит самооценку, а того, которое позволит посмотреть на ситуацию по-новому.
Техника «А что, если?»
Вооружитесь этим вопросом и фантазируйте:
- А что, если мое предположение ошибочно?
- А что, если в его словах есть рациональное зерно?
- А что, если все не так, как кажется?
- А что, если поменять их местами?
- А что, если…
3. Развивайте гибкость смены позиций восприятия
Старайтесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Техника «Взгляд глазами другого»
Возьмите за практику рассматривать ситуацию глазами других. Причем, другими могут быть не только люди, но и животные и даже предметы.
- Что по этому поводу сказал бы папа?
- Как на это посмотрел бы художник? А артист? А механик?
- Как это выглядит со стороны?
- Что бы увидела ворона, наблюдая за нами с дерева?
- Как нас видит наш кот, когда смотрит на нас снизу?
4. Следите за своими психическими процессами
Повышайте осознанность своих мыслительных процессов. Наблюдайте за своими мыслями, уделяйте внимание к тому, откуда они приходят и как они следуют друг за другом. Распознавайте и отслеживайте свои когнитивные искажения.
Техника «Вопросы себе»
Задайте себе вопросы для самодиагностики:
- Я сам ищу доказательства, прежде чем верить утверждениям?
- Я рассмотрел проблему с разных точек зрения?
- Как я воспринимаю доказательства и факты, которые противоречат тому, в чем я уверен?
- Насколько иная точка зрения может спровоцировать во мне негативные эмоции?
- Как я принял это решение: рационально или под влиянием эмоций?
О чем следует помнить, развивая критическое мышление
Давайте отбросим иллюзии! Критическое мышление — не волшебная таблетка от всего и сразу.
К сожалению, скорость и количество информации приводят к тому, что люди бессознательно стремятся к минимизации интеллектуальных затрат, принимая многое на веру. Кроме того, очень ярко проявляются негативные социальные эффекты, при которых ради принадлежности к группе поощряется группомыслие (открыл этот феномен и описал термин американский психолог Игвинг Джанис).
В связи с этим, критически мыслящий человек может иметь проблемы, связанные с социальным взаимодействием. Непредвзятость и желание разобраться может трактоваться группой как агрессия против групповых норм и идеалов.
Именно поэтому, развивая навыки критического мышления, важно развивать и навыки бесконфликтного общения, ассертивности и психологической устойчивости.