Или МЕТОД ХЕМИНГУЭЯ.
То, что незавершённые циклы запоминаются лучше, вы помните из статьи про ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК, а то, что недоделанная работа заставляет вас постоянно думать о том, что хорошо бы её доделать - из статьи ЭФФЕКТ ОВСЯНКИНОЙ. На их основе было создано много чего другого, не менее интересного. Но и независимо от них люди тоже нередко предлагали нечто подобное, опираясь на собственный опыт.
Например, американский писатель Эрнест Хемингуэй за годы работы то журналистом, то писателем, выработал свой метод, который позволял ему долгое время сохранять форму и поддерживать вдохновение как можно дольше.
Вот что они писал в статье для журнала Esquire:
«Чтобы быть продуктивным и никогда не исчерпать вдохновение, вы не должны стремиться закончить что-то за один день. Если вы хотите написать великий роман, в процессе, когда вы серьезно занимаетесь этим». потеря, в высшей точке вдохновения остановитесь на полупредложении. Уберите листы со стола. Вернитесь к этому завтра. Просто набросайте, что будет дальше. А на следующее утро вернитесь к своей книге. Поверьте, вы сможете Так закончишь роман быстрее. И если будешь заниматься им весь день напролет, то наверняка будешь писать очень долго».
Позже подобную практику назвали МЕТОДОМ ХЕМИНГУЭЯ.
А ещё позже её взяли на вооружение психологи, бизнес-менеджеры и тренеры личностного роста. Потому что, например, когда вам предстоит долгая и нужная работа над проектом, не стоит в первый же день выкладываться на все 100%, лучше остановитесь на чём-нибудь незавершённом - на незаконченном предложении, недорисованной картинке, недоделанном слайде. И займитесь чем-нибудь другим. Ваше подсознание будет держать в памяти этот "незавершённый гештальт", прорабатывать варианты его завершения, и когда вы, на следующий день, вернётесь к работе, вам будет гораздо легче и проще в неё включиться, а главное, у вам будут наготове новые идеи.
Некоторые идут дальше, и предлагают вообще разделить рабочий день на короткие интервалы, прерываемые, опять же, "на самом интересном месте". Важно только, чтобы перерывы эти не были слишком долгими, иначе вы больше будете думать о них, и рассматривать саму работу как нечто отвлекающее от того интересного, что происходит в перерывах.
Ещё один интересный момент: когда вы оставите незавершённую задачу, мозг продолжит работать над нею и предлагать различные решения. И вот тут важно не упустить их, ибо, мелькнув в голове, блестящая идея может тут же испариться. Вроде бы вы закончили, пришли к финалу, вот только финишная ленточка куда-то потерялась. Поэтому не стесняйтесь носить с собой блокнот, чтобы тут же записать то, что вас внезапно озарило, или использовать диктофон, чтобы тут же изложить суть идеи. Желательно - более-менее подробно, иначе потом вы уже будете ломать голову, в чём смысл "гениальных" фраз типа "белые точки" или "холодный метод".
"Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня", гласит народная мудрость. Но, как показывает практика, если есть возможность большую часть чего-то сделать сегодня, а меньшую - завтра, имеет смысл именно так и поступить, особенно когда меньшая часть требует переосмысления.
Эрнест Миллер Хемингуэй (21 июля 1899 - 2 июля 1961) - американский писатель, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Родился в деревне Ок-Парк, что в пригороде Чикаго, штат Иллинойс, США, в семье врача.
В детстве мама одевала его, как девочку, называла "куколкой", что, очевидно помогло сформировать какие-то комплексы, с которыми он боролся всю жизнь. Плюс ко всему, маленького Эрнеста заставляли играть на проклятой виолончели, но позже он убедил-таки себя, что это пошло ему на пользу. А папа, несмотря на медицинское образование и КЛЯТВУ ГИППОКРАТА, был человеком чёрствым, суровым и вполне мог высечь сына, при случае. Однако отец старался вырастить из него настоящего мужчину, поэтому уже с 4-х лет учил его охотиться, ловить рыбу, строить убежища в лесах и на берегах озёр Северного Мичигана.
Хемингуэй-младший учился в средней школе своей деревни, много занимался различными видами спорта, а именно боксом, лёгкой атлетикой, водным поло и футболом. Но, несмотря на это (есть же представление о боксёрах, как о скудоумных бугаях с суконным языком!), особых успехов добивался на уроках английского языка, а ещё играл в школьном оркестре вместе с сестрой Марселиной.
Ещё в школе он посещал курсы по журналистике и писал для школьной газеты «Трапеция», а также для школьного ежегодника «Табула». Тематика рассказов - типичная для его возраста настойка из индейских сражений, северных охотничьих историй, боксёрских поединках и пр.
Окончив школу, он, вопреки воле родителей, решил не поступать в университет, а устроился работать в газету The Kansas City Star репортёром. Эрнест выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Это дало ему богатейший материал для дальнейших литературных экспериментов, помогло сформировать свой стиль.
Во время Первой мировой войны он решил пойти добровольцем, но его не взяли из-за травмы левого глаза (да-да, последствия бокса, он ещё и был глуховат на левое ухо). И всё-таки он в 1918 году попал на итальянский фронт - как представитель Красного Креста.
В том же году Хемингуэй был тяжело ранен, но не предпочёл остаться на передовой и продолжил спасать солдат, за что его наградили итальянской серебряной медалью "За отвагу".
Потом были ещё ранения. Ему перебило ноги, в госпитале из его тела извлекли 26 осколков, а простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом.
Зато там же он влюбился в медсестру Агнес фон Куровски. И даже хотел взять её в жёны. Но когда улетел в США, получил из Европы сообщение, что девушка обручилась с итальянским офицером. Это сформировало в нём ещё один серьёзный комплекс, и потом он всегда старался расставаться со своими женщинами первым, не дожидаясь, когда они от него уйдут.
К слову, в те времена за ранение американских солдатам полагалась солидная страховая выплата - 1000 долларов. На эти деньги Хемингуэй, будучи в депрессии и не находя в себе сил для работы, прожил-таки целый год.
Но в итоге он всё же устроился штатным сотрудником и иностранным корреспондентом в газету Toronto Star, потом перешёл в журнал Cooperative Commonwealth. И тогда же встретил ещё одну женщину, которая помогла залечить его душевные раны. Пианистка Хедли Ричардсон стала его женой и уехала с ним в Париж, куда его направили как иностранного корреспондента.
И долгое время она оставалась его страстью и его музой - даже несмотря на то, что она умудрилась потерять на вокзале чемодан с рукописями. У них даже родился сын - Джон Хедли Никанор.
Однако потом Хемингуэй встретил американскую журналистку Полин Пфайффер, а когда об этом узнала Хедли, брак был расторгнут. Зато Эрнест тут же женился на другой, причём ради этого он даже принял католичество, ибо это было главным условиям со стороны родителей невесты.
Период жизни с Полин был для него переполнен потрясениями - он переболел сибирской язвой, получил тяжёлую травму головы, ударившись о край ванной в своём доме на Ки-Уэст (из-за чего у него до конца дней на лбу красовался выпуклый шрам), в это же время покончил самоубийством его отец. А ещё он сам во второй раз стал папой. И уже тогда заявил, что, наверное, сам когда-нибудь сделает то же самое.
Что же касается писательских дел, то примерно в то же время Хемингуэй закончил работу над своим самым знаменитым романом "Прощай, оружие!" (его финал он переписывал 17 раз). А в ноябре 1930 года он попал в автомобильную аварию и сломал руку, которая долго не срасталась, из-за чего печатать на машинке ему было невыносимо больно.
Зато Полин подарила ему ещё одного сына, а её дядя - дом на Ки-Уэсте с гаражом и вторым этажом, который был преобразован под письменную студию Хемингуэя.
Потом была ещё одна серьёзная автокатастрофа, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. А когда выздоровел, написал сборник рассказов, гонорар от которых потратил на исполнение своей давней мечты - длительное сафари в Восточной Африке.
Там он заболел амёбной дизентерией и чуть не умер, а чтобы его спасти, за ним прислали специальный самолёт, который отвёз его в английский госпиталь.
Зато охота удалась - Хемингуэй подстрелил трёх львов, среди его трофеев также оказались двадцать семь антилоп, крупный буйвол и другие африканские животные.
Когда в 1937 году в Испании началась Гражданская война, писатель принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко и организовал сбор пожертвований в их пользу. Кроме того, он лично возглавил группу журналистов, которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании» непосредственно на месте событий.
Кстати, благодаря ему (точнее, названию его пьесы) мы теперь часто используем в своей речи оборот "Пятая колонна" - так называлась агентура генерала Франко, действовавшая в Испанской Республике во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов.
А параллельно с работой военного корреспондента, Эрнест устраивал и сердечные дела, в результате чего его третьей женой стала американская журналистка Мартой Геллхорн.
Во времена Второй мировой войны Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и лично охотился на своём катере за немецкими субмаринами в Карибском море.
Потом он переехал в Лондон в качестве корреспондента, а в 1944 году даже участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и Францией. Плюс ко всему ему посчастливилось (!) во главе отряда французских партизан даже сражаться за Париж, Бельгию и Эльзас. Хотя ему это припомнили и даже хотели судить, поскольку Женевская конвенция запрещает журналистам принимать участие в боевых действиях.
Но, в итоге, всё обошлось, и его наградили медалью.
После войны писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность.
Как-то незаметно для всех он внезапно женился в четвёртый раз. Мэри Уэлш, четвертая жена Хемингуэя, тоже была журналисткой. Говорят, что уже в их первую встречу Хемингуэй сказал: «Я не знаю тебя, Мэри, но хочу на тебе жениться».
Они прожили вместе 16 лет. Это был самый долгий брак писателя. Их интимные отношения превращались в карнавал. Даже флиртуя с другими женщинами, Хемингуэй признавал, что «как партнер в сексе Мэри всех превосходит».
В 1953 году его наградили Пулитцеровской премией за повесть «Старик и море». А а 1956 году дали Нобелевскую премию по совокупности заслуг.
В промежутке между этими торжественными событиями Хемингуэй в 1954 году попал ещё в две серьёзные автокатастрофы в Африке. Настолько серьёзные, что некоторые СМИ даже успели напечатать некрологи по этой причине.
Несмотря на то, что кубинский правитель Батиста тоже наградил его орденом в честь 55-летия, когда в 1959 году к власти пришёл Фидель Кастро, Хемингуэй приветствовал новый порядок и аплодировал Кубинской революции.
Но потом ему почему-то захотелось домой, в США. Потом точно так же нестерпимо захотелось в Испанию. И снова домой. Вот же неуёмная натура.
К тому моменту он уже был серьёзно болен, правда, врачи так и не могли понять - чем именно. В общем, из полного сил и энергии благородного мужа он превратился в мрачного и замкнутого старика.
Потом таки выяснилось, что у него сахарный диабет, хотя это вполне могло быть следствием других заболеваний, психических. Писателю везде мерещились агенты ФБР, ему казалось, что за ним следят, его разговоры прослушивают, банковский счёт постоянно проверяют (как потом выяснилось - всё именно так и было).
Психиатры, к которым он обратился за помощью, пытались лечить его передовыми на тот момент методами электросудорожной терапии (помните, как это было в повести "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи?). В итоге после 13 сеансов электрошока писатель потерял память, а с нею и все свои проблемы возможность творить.
После этого ему ничего не оставалось, как, никому ничего не объяснив, пустить себе пулю в голову из любимого ружья марки W.&C. Scott & Son модель Monte Carlo B.
Тоже эпоним, кстати...
P.S. Зато в наследство он оставил огромное количество статей, рассказов, повестей и романов. А также принципы, которым следовал всю жизнь:
1) Вставать рано утром и приступать к тексту.
2) Писать, пока не устанешь.
3) Останавливаться, пока еще есть вдохновение, чтобы не буксовать на следующий день.
4) Писать и выкладываться полностью (как-то это не вяжется с предыдущим пунктом).
5) Остальную часть дня не думать о тексте и читать.
6) Быть лаконичным.
7) Выбирать простые, честные фразы.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!