"В одной старинной южнорусской сказке, которая, видимо, относится к глубоким временам язычества, я нашел следующее: Ивась (так звали героя) получил приказание от пана, которому служил, узнать: зачем солнце переменяется три раза в день. Он поехал через тот свет в терем солнца над морем; солнца долго не было: оно ездило по свету; Ивась застал солнцеву мать, которая, осведомившись зачем он приехал, приказала ему сесть за железное корыто. Когда солнце воротилось вечером, мать спросила его: зачем оно переменяется в день три раза? Есть, — отвечало солнце, — в море прекрасная Анастасия: когда я взойду, она на меня брызнет водою, — я застыжусь и покраснею; когда же я взойду на высоту и посмотрю на весь свет, мне станет весело; а когда захожу, — Анастасия опять брызнет на меня морскою водою, и я опять покраснею. Из этого видно, что у Солнца была мать, да еще женщина, которая его занимала как любовница."
Вот такую сказку поведал нам Н. Костомаров в своей книге: "Мифология славян". Подробнее здесь:
На её примере он показывает истинный смысл "непорочного зачатия", а не тот, о котором нам повествует христианская религия.
Дева - Жива - Лада - Анастасия. Она же - Богородица
В славянской мифологии, как и во всех дохристианских верованиях, считалось, что Свет - это воплощение Мужского Начала, а Вода - Женского.
Всё живое появляется благодаря взаимодействию Света и Воды.
Как пишет Костомаров, в данной сказке как раз описывается это Высшее Светоносное Существо, содержащее в себе одновременно Мужское и Женское Начала. Существо двуполое или двутельце.
Славяне называли его Девония, Дзевона, Дивона, Дана, Диана. Или же просто ДЕВА.
Дева, произносимая через "ять" - это Дье - Ва ( Двое ) Что означает - Единое и Целостное в состоянии двойственности.
"Дье-дея" - это Материя, которая от внешнего воздействия приходит в движение и выделяет из себя две противоположности.
Впоследствии, эти два Начала снова будут притягиваться, чтобы образовать новое Существо - Тело. Отсюда и слово "деятельность".
В приведенной выше сказке, Матерью Солнца является Вода - Материя.
Вода, как известно, пребывает в трёх агрегатных состояниях:
- жидкое - собственно вода;
- твёрдое -лёд;
- газообразное - пар.
Смену этих состояний мы называем круговоротом воды в природе.
Но наши предки данному явлению придавали более глубокий смысл. В таком круговороте они усматривали закон жизни - рождение и перерождение. Смерти, как таковой, у них не существовало.
Каждому этапу они давали определенное название, которое впоследствии, в результате утраты знаний, превращалось в божество.
Так, например, у Девы - Прародительницы появилось имя Жива. Оно указывало на результат взаимодействия Света и Воды в результате которого появляется всё живое. Жизнь в плотном Теле.
Богиня Жива - Дарующая Жизнь. На одних изображениях мы видим её с венком из цветов и колосьев на голове, а на других - с яблоком или младенцем на руках.
У северных народов Жива превратилось в Божество, названное "Золотая Баба". Была даже гора с названием Баба и на ней стоял град Живец, где поклонялись богине Живе или Бабе с младенцем.
Но жизнь идёт к закату, как солнце заходит за горизонт. И тут Материя преображается, выделяя из себя другое состояние.
Твердое ( лёд) тает, испаряется. Плотное переходит в газообразное, чтобы возродиться на новом витке. Перед нами предстаёт Анастасия, возрождающая жизнь. Воскресение - в православии.
Хотя, многие заметят, что имя это не древнее, и вовсе не русское.
Но это не совсем так.
Вспомним слово "настье", означающее морозную устойчивую погоду. Оно от слова "наст", ледяная корка. Сейчас у нас осталось только слово с противоположным значением - ненастье.
В то же время, в некоторых регионах России употребляли глагол "настаться", то есть беспорядочно двигаться.
Можно заметить, что все слова произведены от корня "наст" в значении "устойчиво - неустойчиво". Однако, есть и третье состояние - переходное. Оно и указывает на повторяющийся процесс - вознестись, подняться вверх, чтобы вернуться снова.
Имя Анастасия означает воскресение, возрождение. Совершенно очевидно, что возникло оно путём прибавления приставки "А" к имени Настья, Настасья, употреблявшееся на Руси ещё до появления христианства.
И здесь явный намёк на то, что ледяная корка - наст, в конце концов растает, превратится в пар и снова в виде дождя выпадет на землю. На смену настья придёт ненастье, анастье, Анаста, Анастасия.
Свет и Вода - Первообраз Творения
В своём первоначальном виде вода безжизненна. И лишь от прикосновения Света ( Солнца-тепла) она оживает. И вот тогда становится "питательницей мира, подательницей влаги".
Этот процесс превращения хорошо раскрыт в русской сказке "Снегурочка".
Дочь Воды и Света сначала не знает Любви. Она прекрасна, но холодна, потому что два Начала в ней находятся в равновесии.
И как только солнечные лучи проникают полностью в её плоть, она тает, но не исчезает. Снегурочка превращается в живительную влагу, растекающуюся по Земле. Вместе с ней сердцах людей рождается Любовь и стремление к продолжению Жизни - Лада.
Богиня Лада - это уже земной Образ Женского Начала. То, что было не выражено в Деве, проявилось в Ладе. Поэтому рядом с ней всегда Бог Лад - Гармония.
Лад и Лада рождают Леля и Лелю, которые лелеют земную любовь, помогают ей прорастать в сердцах , выражаясь в виде заботы друг о друге. Лель воспламеняет душу игрой на свирели, Леля убаюкивает своим пением.
Таким образом, в славянской мифологии посредством, так называемого, пантеона богов, показано устройство мира.
Происходит раскручивание спирали всех основных жизненных понятий.
А теперь проведём аналогию с Рождением Христа
Евангелие повествует, что Спаситель появился на Свет в результате непорочного зачатия. То есть, чрево Марии было оплодотворено Святым Духом без физического контакта.
Изначально эта история лишена здравого смысла, так как в ней смешано несовместимое. Дева Мария представлена нам в Образе земной женщины, рождающей Высшее Существо от Святого Духа.
Но так не бывает. Низшее не способно вместить и воспроизвести из себя Высшее. Это против физических законов развития.
А вот в славянском представлении мы не находим никаких противоречий, потому что речь идет не об истории земной женщины, но о Высшем Светоносном Существе, содержащем в себе два Начала: Мужское и Женское.
В религии - это Бог - Творец ( Отец) Иначе - Дий, Диа, Зевс. А у славян просто ДЕВА - ВОДА - МАТЕРИЯ - МАТЕРЬ.
Она и есть Богородица. Светоносное Высшее Существо в состоянии двойственности.
Вступая во взаимодействие со Светом - Отцом, - Духом, материя приходит в движение, разделяясь на так называемое, мужское и женское.
Потому и непорочное.
При этом выделяется Искра - Любовь, дающая начало плотной, телесной Жизни.
В религии - это Сын, воплощенный на Земле - Христос. У славян - Дочь. Материя.
Не зря славяне почитали Женское Начало и верили , что Русь находится под покровительством Матери Бога. Отсюда - Святая Русь и Земля-Матушка.