Найти тему
Миг Вечности

"Мифология славян" Н. Костомарова, 1846 г. - "Единобожие славян неоспоримо"

Оглавление

"Славяне, несмотря на видимое многобожие, признавали одного Бога, отца природы, и это существо они понимали сознательнее, чем таинственную судьбу греки, а скандинавы Альфатера, который не участвует в делах человеческих. Единобожие славян неоспоримо.

Так начинается книга русского историка Николая Костомарова: "Мифология славян", изданная в 1846 году.

В своём сочинении он подробно рассказывает об истинной вере славян, доказывая, что задолго до прихода христианства, Русь поклонялась Единому Началу - Свету.

Отцом Света являлся Сварог (Соварог) - Высшее Существо, Бог Вседержитель. От слова - свар, свет, небо. Сын его - Сварожич, имел много названий.

Так, у русских северных славян - это Перун, у южных - ДаждьБог. Западные славяне его называли Свантовит или Радегаст.

Более того, славяне верили, что существо Света являлось на Земле и воплощалось в человеческом роде.

Из летописи нашего Нестора видно, что славяне русские имели понятие о едином верховном существе, которого по преимуществу называли Богом и отличали его от Перуна, главного из второстепенных божеств. Другие божества были существа, происходившие или вытекавшие от верховного.

Ближайшее к Богу истечение есть свет, и потом, при тщательном рассмотрении, мы найдем, что существеннейшая часть язычества славянского относится к светопоклонению. У славян было верование, что существо света являлось на земле и воплощалось в человеческом роде. Это ясно из одного места ипатиевской летописи. Некогда царствовал на земле Соварог (высочайшее существо, отец света), научил человека искусству ковать и брачным связям; потом царствовал сын его Даждь-Бог, еже нарицается солнце. В слове Сварог можно угадать санскритское слово свар, свет, небо, от сего быть может и наше слово вар.

Все остальные божества славян - Духи - суть энергии, разные ипостаси Единого Бога.

Христианство, вытеснившее древнюю Веру, по сути, ничего нового не привнесло. Оно просто поставило в качестве посредников между людьми и Богом своих последователей.

  • Вместо священных рощ и капищ - церкви;
  • Вместо волхвов - священнослужителей;
  • Духов природы стали представлять святые;
  • Соответственно, деревянные идолы заменили на иконы.

И это легко можно увидеть, стоит лишь провести сравнительный анализ.

Как славянское представление о Свете перекликается с Новым Заветом

Мы знаем, что Новый Завет содержит в себе четыре Евангелия:

"От Матфея", "От Марка", "От Луки," "От Иоанна".

Все четыре Евангелия повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении.

Повествование начинается от простого к сложному.

  1. В Евангелии от Матфея нас знакомят с родословной Христа;
  2. Марк делает акцент на том, что Иисус - Сын Бога;
  3. Лука утверждает, что Христос - Спаситель Мира;
  4. Евангелие же от Иоанна объединяет все три описания воедино, говоря, что Бог - Триедин и Он есть Логос - Слово.

Поэтому:

" В Начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Следовательно, и молитва произносится "Во имя Отца и Сына и Святого Духа".

А теперь посмотрим, как представляли сына Единого Бога славяне.

Свантовит - Световит. Он же Святой Вит - прообраз Христа

-3
-4

Западные славяне верили, что Радегаст или Сварожич, был посредником между небом и землей, высшей мудростью.

"На острове Рюгене, как пишет Саксон Грамматик, стоял град или замок Аркона. Посреди града была площадь; на ней стояло деревянное, изящно обделанное, здание, в котором находился идол Свантовита, превосходивший огромностью всякий рост человеческий, с четырьмя головами и четырьмя шеями.

В то же время в Новгороде перед идолом Перуна даже горел вечный огонь из дубового "леса"

Четыре Лика у Свантовита отнюдь не случайны. Он - сын Сварога, символом которого является Алатырь - восьмиконечная звезда, содержащая в основе Крест.

-5

Свантовита так же олицетворяли с Солнцем, атрибутом которого были четыре головы, символизирующие ежегодное рождение и его возвращения к деятельности после зимнего усыпления.

Как пишет Костомаров, христианские миссионеры, прибывшие к западным славянам, слушали, как те рассказывали о Царстве Свантовита на Земле, называя его Великим своим покровителем. Однако, не зная славянского языка, по созвучию заключили, что это должно быть есть Святой Вит.

Такое мнение сделалось полезным для миссионеров. Язычники, по свидетельству Гельмольда, так были привержены к Свантовиту, что долгое время после крещения не забывали его обрядов: — тогда для постепенного успокоения их подставили им Св. Вита вместо Свантовита по сходству имен, да и сами успокаивались той мыслью, что ежели народ и продолжает отправлять языческие обряды, то по крайней мере в честь христианского святого.

Но на этом схожесть и преемственность не заканчивается.

Сын Бога - Перун, Свантовит - ДаждбьБлг - Радегаст - Светлый Воин. Он борется с Тьмой.

"Идол Свантовит был одет; одежда достигала колен, которые были сделаны не из одного дерева с туловищем, но так искусно соединены с ним, что проницательный глаз не мог приметить раздела. Ноги его стояли на голой земле, и подошвы входили в землю. Подле идола находились его принадлежности: седло, узда и замечательный огромный меч, ножны и рукоятка которого блистали серебром и прекрасной работой".

Христос тоже Воин, но его орудие - Слово.

Об этом сообщается в Евангелии:

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человекудомашние его".

Здесь мы видим своеобразное указание на то, что в славянском мировоззрении называется борьбой Света и Тьмы.

И, конечно же, кульминационным моментом выступает символика.

Если Священный символ Гипербореи (он же кельтский крест) олицетворяет собой Мировую Ось, где все четыре стихии, заключенные в круг, свидетельствуют о вечном движении, то в христианстве вместо круга - Абсолюта, мы видим распятого Бога-Человека.....

-6

Изучая славянскую мифологию без предубеждения, можно легко понять все странные моменты в Библии. И даже непорочное зачатие Девы Марии находит своё естественное объяснение.

Но об этом в следующей публикации....