Дело было в конце нулевых, когда я первый раз узнал что такое VTEC на примере Integra DC2 Type R. Устав от постоянных ремонтов подготовленной для кольца "восьмёрки" мой друг купил эту "рисовозку с рулем в бардачке". Та поездка глубокой осенью 2010 года по окраине Зябликово навсегда изменила мой взгляд на японские автомобили. С тех пор я неизлечимо болен вирусом "VTEC головного мозга". Детали "заражения" помню как вчера.
Белый стремительный клиновидный приземистый силуэт, молниеносные картинговые реакции на руль, лаконичные приборы, салон Recaro "обнимающий" водителя и безумный мотор B18C. Даже после 240-сильного турбо-ТАЗа (в те времена никто не слышал про пункт 12.5.1) 200-сильный красноголовый B18C с первым включением VTEC разрушил мою картину мира.
Взрыв на 5800 rpm и безумный звук выхлопа Mugen TwinLoop перевернули моё сознание. Мотор настолько сбалансирован, что на 5000 rpm он работает с без надрыва с будничным звуком. Никакого сравнения с "европейцами" которые больше шумят чем едут! При этом до "втековых" 5800 интегра едет и потребляет бензин как обычная машина на каждый день. Два мотора в одном!
Изучив всю простоту и гениальность VTEC я понял, что японцев не догнать никогда. У Хонды действительно лучшие рядные четверки. Даже сегодня, спустя 25 лет им нет равным по эффективности. Более 100 л.с. с литра рабочего объема без наддува не предлагает ни один массовый производитель. Представляете? На дворе 2023 год, появился непосредственный впрыск, компьютерное проектирование, новые технологии а тем старым трамблерным моторам нет равных! Как вам атмосферник B16 объемом 1.6 и мощностью160 л.с? "Солярисам" и "Полуседанам" такое и не снилось, а на Сивиках это было 20 лет назад!
Сегодня что бы достичь показателей старой Хонды все производители от немцев до китайцев - дуют в алюминиевые "полторашки" турбинами и льют топливо дорогими системами непосредственного впрыска что бы на выходе получить те же 150-160 сил. Да, крутящий момент и экология у них на другом уровне. Но что мешает Хонде турбировать B16? Даже на низком давлении с него легко снять 200 сил и получить ровную полку момента. Но вместо этого появились убогие R-моторы с затычным выхлопом и L-моторы с текущими форсунками.
Хонда добровольно сдала свои позиции, не смотря патент VTEC и его колоссальное преимущество.
Не напоминает сговор? Конечно, 200 сил B16 турбо много для массовых автомобилей, но кто мешает снизить мощность в угоду экологии и надежности? За примером можно далеко не ходить - пожалуйста турбированный K23A 240 сил, 350 Н*м момента при объеме 2.3 и давлении наддува всего 0,9 Бар. Прекрасный надежный и простой мотор, но он ставился только на Acura RDX для рынка Америки. Почему этот мотор не появился на ключевых моделях Civic и Accord?
Мешает философия и религия "честных атмосферных" моторов? Ну так касатики, камон! Посмотрите во что превратились "настоящие атмосферные" Civic Type R. Пока в Японии по каплям упорно выжимали последние силы из К-мотора FD2 Type R и играли с гибридами жизнь ушла далеко вперед. VAGи, Megane RS, Focus RS, Astra OPC и остальные конкуренты обзавелись могучими турбо-моторами. В тайм атаке Type R мог их объехать только на картодроме. На любой трассе, где используется более 2 передач шансов у "атмо жужжалки" нет.
Тут Хонда и допустила главную стратегическую ошибку. Вместо того что бы остаться верными "концепции 9000 rpm" самураи пошли биться на "турбинах". Вместо собственного "атмосферного пути" они решили прогнуться под изменчивый мир и сделать бешеный 300-сильный переднеприводный безголосый хот-хэтч. Как у всех. Из настоящего японского в нем осталась только спорная внешность боевого покемона.
О каком "атмосферном пути" ты говоришь? Оглянись вокруг! Всюду ВАГи на стейджиках валят, а твои старые Хонды догнивают на разборках!
Стоп! Кто сказал что петролхэдов со "VTEC головного мозга" не осталось? Постаревшие хондаводы пересели на ВАГи только потому что Хонда не сделала ничего достойного за последние 15 лет. FD2 Type R за конский ценник не в счет, а европейский FN2 с его атмосферной жужжалкой и балкой сзади на фоне упомянутых турбо-конкурентов выглядит смешно.
Все признают, что турбо эффективнее, но есть успешный пример Lamborghini. Итальянцы продолжают не только делать атмосферные суперкары и успешно их продавать, но и на равных биться с безголосыми турбо-Ferrari.
Вот же он истинный путь для самураев! Представляете, если бы японцы продолжили инвестировать в развитие VTEC? Уверен, что инженеры-перфекционисты благодаря непосредственному впрыску смогли бы увеличить степень сжатия, добавить второй ряд форсунок (привет от VAG c мотором AE888), поработать с изменяемой геометрией впуска и получить 240-250 л.с. с двух литров.
Для компенсации нехватки крутящего момента и недостатков переднего привода по примеру тех же Lamborghini можно добавить гибридную составляющую и поработать с активной аэродинамикой. Заодно и с вектором тяги поэкспериментировать. Тем более что эти наработки были на Acura NSX. Тогда и голос бы остался и ехали бы на уровне турбо и старые фанатики остались бы верны марке. Но история не терпит сослагательного наклонения.
Хонда стала как все. Прогнулась под экологическую повестку и перешла на "темную сторону турбо". Вместо рассказов о технологическом совершенстве VTEC нам показывают видео "читерских" заездов по Нордшляйфе в попытке доказать что Хонда снова великая.
Поезд ушел, господа самураи! Рынок хот-хэтчей вы добровольно уступили Меганам и ВАГам. Теперь вы не лидеры, а догоняющие. Такова плата за предательство своих же идеалов. А ведь когда то Хонда была успешной компанией которой управляли инженеры, но пришли маркетологи и стерли все идеалы марки. Поэтому путь к настоящей Хонде к сожалению ведет на свалку, где найдется легкий кузов старого Сивика, еще живой К-мотор и комплект для свапа. Но все это другая история.
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого внедорожного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#автомобили #honda #vtec #jdm #integra #civic #accord #type r