Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Поцелуй Чаниты" (СССР, 1974), "Дамы приглашают кавалеров" (СССР, 1980) и "Гость с Кубани" (СССР, 1956): "за" и "против"

Гость с Кубани. СССР, 1956. Режиссер Андрей Фролов. Сценарист Юрий Нагибин (по собственному рассказу «Комбайнеры»). Актеры: Анатолий Кузнецов, Тамара Логинова, Тамара Носова, Лев Дуров, Иван Любезнов, Ольга Аросева и др. 18 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Андрей Фролов (1909–1967) поставил семь полнометражных игровых фильмов, три из которых («Первая перчатка», «Доброе утро», «Гость с Кубани») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Комбайнера Николая направили на уборку, но что-то у него пошло не так…

Это в 1960–х писатель и кинодраматург Юрий Нагибин (1920–1994) напишет сценарий жесткого «Председателя». А в середине 1950–х он был кинодраматургом «Гостя с Кубани», во многом перекликавшегося с «Кубанскими казаками» Ивана Пырьева…

Ансамбль талантливых актеров сделал свое дело: «Гость с Кубани» хорошо прошел в прокате, а в кинозалах звучал смех зрителей, которым сюжет фильма внушал надежду на светлое будущее…

Мнения зрителей XXI века об этой комедии существенно расходятся:

«Смешно. Карамельная, показушная сказка про советскую деревню середины 50–х» (Анна).

«Своего рода лайт-версия «Кубанский казаков», что называется «на любителя». Я таким не являюсь, мне такие комедии никогда не нравились, даже в советские времена, тем более – сегодня» (Ветеран).

«Боже мой, какие были фильмы! Сколько ни смотри – никогда не надоест!» (Катрин).

«Фильм необыкновенно легкий и смешной! Вот чего не хватает сегодняшним фильмам! Надоели уже убийства, мордобои, раздевания, плаксивые физиономии и тупой юмор, особенно в фильмах про милицию/полицию и нашу армию!» (Лорель).

Киновед Александр Федоров

-2

Поцелуй Чаниты. СССР, 1974. Режиссер Евгений Шерстобитов. Сценаристы: Евгений Шерстобитов, Евгений Шатуновский (по мотивам одноименной оперетты Ю. Милютина и Е. Шатуновского). Актеры: Лариса Ерёмина, Алефтина Евдокимова, Наталия Дрожжина, Борис Дьяченко, Феликс Пантюшин, Виталий Дорошенко, Александр Горелик, Спартак Мишулин и др. 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-3

Режиссер Евгений Шерстобитов (1928–2008) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, по большей части «идеологически выдержанных» и рассчитанных на детскую аудиторию, но только трем из них («Поцелуй Чаниты», «Тачанка с юга» и «Берем все на себя») удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В кинооперетте «Поцелуй Чаниты» в неком городке Сан-Лоренто поет красотка Чанита, а у нее есть друзья – симпатичные студенты …

Этот развлекательный фильм крутили бы по советскому ТВ многие годы, да исполнительница роли Чаниты Лариса Еремина в 1979 года эмигрировала в США (вышла замуж на американца), а посему «Поцелуй Чаниты» надолго отправили пылиться на «полке»…

Советская кинопресса постаралась эту ленту не заметить, но зрители XXI века её всё ещё помнят:

«Мило, забавно, незатейливо, конечно, но приятно посмотреть на красивых актеров и посмеяться. Всё легко, предсказуемо и, конечно, хорошо заканчивается» (Ленхен).

«Фильм слабый, несмотря на неплохо подобранный актерский состав. В фильме можно также увидеть скандально известную Наталью Дрожжину. Адаптация музыкального спектакля к экранному показу, я считаю, не удалась! Скучновато!» (Н. Хилькевич).

Киновед Александр Федоров

-4

Дамы приглашают кавалеров. СССР, 1980. Режиссер Иван Киасашвили. Сценаристы: Александр Бородянский, Карен Шахназаров (по мотивам рассказа Льва Славина «Кафе «Канава»). Актеры: Марина Неёлова, Леонид Куравлёв, Татьяна Божок, Наталья Андрейченко, Александр Фатюшин, Мария Виноградова, Николай Скоробогатов, Николай Караченцов, Валерий Носик и др. 17,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Киасашвили (1946-2001) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых популярных советских кинолент вошла картина «Дамы приглашают кавалеров».

Комедия Ивана Киасашвили лежит в русле темы женского одиночества. Товаровед одного из провинциальных универмагов (М. Неелова) едет на черноморский курорт с сугубо «загсовой» целью. Ей за 30. Надоело ходить незамужней. Авторы умело сводят сюжет в цепь «аттракционных» номеров-приключений героини картины. Одни из них более остроумны (эпизод с карточным шулером в колоритном исполнении Н. Караченцова). Другие — менее. При желании иные сцены можно безболезненно поменять местами. Главное, в итоге Аня найдет свое счастье — лысоватого и скуповатого отдыхающего из Улан-Удэ (Л. Куравлев)...

А после просмотра фильма остается чувство, возникающее иногда при неторопливом перелистывании красочных рекламных проспектов. С одной стороны, как будто все по-настоящему. Вполне правдоподобные бытовые детали. Весьма реальные «красавцы — белые пароходы» и авто, нарядные корпуса первоклассных отелей и уютные бары. Но с другой стороны понимаешь, что все это броский фасад. А за ним — обычная жизнь со своими сложностями, пусть даже и курортными...

Словом, для комедии положений недостаточно смешно. Для комедии характеров — слишком поверхностно…

Киновед Александр Федоров

Впрочем, рецензент «Советского экрана» в год выхода этого фильма в прокат отнесся к нему теплее:

«Нюру играет М. Неёлова. … по всему ей интересен не только новый жанр, но и новый образ. Гротескных красок у актрисы, как сказала бы ее героиня, «недостача», но во всем, что касается характера Нюры, расчет точный.

Нюра Неёловой отнюдь не первая красавица и к интеллектуалкам, кажется, тоже не принадлежит. Она простодушна, порой даже наивна. И актриса относится к своей героине с легкой иронией.

Однако все поступки и слова Нюры выдают ее с головой — она прежде всего очень добра и относится к окружающим с удивительным, завидным доверием» (Скорцов, 1981).

Доброжелательно относятся к этой ленте и нынешние зрители:

«Очень люблю Марину Неелову в этом фильме. Такая милая, наивная героиня, просто прелесть. Леонид Куравлев как всегда хорош, да и все замечательно сыграли, точно передали настроение… Всегда смотрю с удовольствием» (Наталья).

«Для меня этот казалось бы простенький и незамысловатый фильм — гимн мятущейся душе, которая ищет на ощупь, чуть дыша то, о чем и сама-то не подозревает.

Да и мы сами не знаем чего хотим в этой жизни, по большому счету. это очень точно передано казалось бы легкой а местами с неизбывной грустинкой атмосферой... вроде как в жизни бывает, что-то вдруг пронзает и тает в дымке воспоминаний, как сразу после пробуждения пытаешься вспомнить нечто очень важное, но оно ускользает все дальше и безнадежнее. мастерски передано актерами и актрисами.

Давно известно, что сыграть, на первый взгляд, тривиальную роль непросто, а сыграть убедительно – дорогого стоит!

Сей маленький шедевр о том, чего не передать никакими словами и жестами. Он о нас с вами: мыслящей и неприкаянной материи» (Борис).

Киновед Александр Федоров