История о кочевой жизни, хорошей зарплате и нелегкой доле питомцев
Цирк, несмотря на более чем солидный возраст, не теряет своей актуальности. Арены собирают аншлаги, а артисты стараются удивлять искушенного зрителя яркими номерами. За год в Красноярске успевают выступить сразу несколько заезжих трупп. За внешним блеском и простотой скрывается сложная работа. Это касается не только самих выступающих, но и людей, которые организовывают представления. Историей своей работы с Newslab поделился красноярец — бывший администратор разъездного цирка.
Я работал в разъездном красноярском цирке несколько лет назад администратором. Мне тогда было 20 лет. Мы ездили по городам России и устраивали шоу в Домах культуры, на крупных аренах не выступали. Показывали сказки. Всего было три труппы, каждая работала по определенному маршруту. Артистов в каждом составе было человек 8: гимнасты, клоуны, факиры, дрессировщики. С каждой труппой работало по несколько администраторов.
Чем именно ты занимался в цирке?
Нас — администраторов — из Красноярска обычно забрасывали в дальнюю точку, например, Сахалин. Мы приезжали и «готовили» город: занимались рекламой, расклейкой афиш, предлагали бартеры. Работали в школах и детсадах — рассказывали о представлениях детям и учителям. Предлагали какие-то схемы, чтобы они работали именно с нами. Таких трупп, как наша, очень много ездят по России, поэтому надо успеть отжать максимум, чтобы был валовый сбор хороший.
У нас на все это было две недели, потом приезжали циркачи. В каждом городе, в зависимости от масштабов, обычно проходило один-два концерта. Иногда — три. После этого собирали деньги, пилили их — и снова в путь. Параллельно всему этому в других городах тоже работают администраторы. И вот циркачи едут дальше в уже подготовленный населенный пункт, а мы — по своему маршруту «обрабатывать» для них новую территорию. Такой тур мог длиться по полгода.
«Однажды мы догоняли поезд»
Первый мой маршрут был такой: Южно-Сахалинск, еще какой-то небольшой городишко на острове, оттуда улетели в Петропавловск-Камчатский, там рассредоточились, поехали по периферии — полуостров обрабатывали. Потом в Петропавловске выступили, отправились в Хабаровск, Благовещенск. Потом — в Иркутскую область, в самые отдаленные местности. Потом к Красноярску подобрались. Заехали попутно в промежуточные города — Лесосибирск, Енисейск.
И вот ты скачешь с места на место, как сайгак, с сумками, с баулами. В каждом городе, где выступали, нас загружали рекламой, банерами бесконечными, макулатурой на следующий город. Однажды со всем этим багажом мы догоняли поезд в Комсомольске-на-Амуре. Он тронулся уже, но мы успели заскочить. Я думал, только в фильмах такое бывает.
Однажды мне и еще одной девочке-администратору в Южно-Сахалинске пришлось ночевать на улице. На гостиницу и «однушку» посуточно начальство зажало денег. В итоге мы затусили в каком-то дворе. В конце августа днем было тепло, а ночью опустилась сырость, туман густейший. Мы постепенно одевались, но тут же промокали. Мерзли, бегали, отжимались, лишь бы не замерзнуть. На следующий день хотели оттуда сбежать. Но настроились и сняли две комнаты у какой-то бабульки. Это был трэш настоящий, молодость лихая, по-другому не назову.
«Развлекаться было некогда»
В городах нам было некогда развлекаться. Каждый день ты работаешь. Клеишь баннеры, звонит администрация города: «Иди, снимай, незаконно разместил». Идешь договариваешься: «Давайте мы вам билетов накинем», что они и хотят. Иногда принципиально в позу вставали. А ты, извините, купил лист ДВП, наклеил баннер, все это закрепил на фонарный столб проволокой, чтобы видно было афишу. Надо сказать, это самая эффективная реклама была.
Но стресса я хватил с лишкой. Мы надевали смешные желтые раскрашенные жилеты. Представьте — я парень, а одет в какую-то фигню клоунскую! Стремно было. На граммофоне запись орет: «Цирк на сцене, приходите!». Я иду, флаеры раздаю, которые мы вчера наштамповали. Помните, по таким можно было скидку получить? Пришел зритель — ты для отчетности отрываешь часть флаера. Это хорошо работало, конечно.
Ходили по школам, садикам. И тоже не по одному разу: сначала идешь договариваться, потом с детьми и учителями работаешь, затем билеты несешь. То есть, бесконечный круговорот. Ночью уставший приходишь домой и заваливаешься спать.
Немного о личной жизни
Надо сказать, что такой режим немногие выдерживают. Поэтому текучка среди администраторов большой была. Есть люди, которые просто созданы для такой работы. И они зарабатывают хорошо после многих лет разъездов. В каждом городе — как дома. Личная жизнь их тоже не беспокоит. У меня тогда не было девушки, ничего не останавливало работать в таком графике.
В труппе же коллектив был сформировавшийся. Изначально в составе были парни и девушки, не состоящие в отношениях. Но в итоге все друг с другом создали пары. При такой жизни по-другому никак.
«Цирк уехал, клоуны напились»
Сама труппа путешествовала на переоборудованном ПАЗе. Артистам там было сложно, конечно. Перед приездом в город мы снимали им гостиницу, чтобы могли ночь отдохнуть с дороги перед представлением. Но иногда они прибывали рано утром и сразу начинали готовиться к выступлению. Это реальный ЦИРК в прямом смысле слова, кочевая жизнь.
С ними всегда приезжал руководитель. Он любил прибухнуть, вечно был в анабиозе. Труппа тоже частенько выпивала, что уж говорить. Стрессы запивали, без этого никак. Пьяными они не выступали, а с похмелья — да, был дело. А этого руководителя могли и на «откачку» увезти, он всерьез злоупотреблял.
«Животные были в бесконечном стрессе»
Вместе с артистами ездили и животные: медведь-пестун, обезьяны, птицы, змеи. Их содержали в маленьких клетках. Мишку перевозили в нижней части автобуса, где багажное отделение. Остальных — в салоне. Были еще собаки, но их не запирали. Звериный дух от всей этой живности в автобусе стоял очень сильный...
Животные были в бесконечном стрессе. Умирали, конечно. В основном змейки и птички. Песик как-то один не выдержал. Конечно, люди тоже в нечеловеческих условиях в этой сфере работают, но животным приходится намного хуже! Если работники цирка в стрессе что-то осознают и могут уволиться в любой момент, то животные же вообще ничего не понимают. Их бесконечно куда-то везут, вытягивают из них последние силы, что-то от них требуют. Естественно, они там, я думаю, много не живут. Это сплошной поток. Животные — расходный материал в такой ситуации.
Когда что-то шло не так — к примеру, животное капризничало — всегда были запасные варианты номеров.
Сколько денег зарабатывал цирк?
Билеты на наши представления тогда стоили, в среднем, 150 рублей. Чем ближе к сцене сидишь — тем больше платишь. Бывало, с крупных городов собирали по 2-3 миллиона. Но это не частая история. В основном, 500-600 тысяч. Однажды собрали 30 тысяч всего. Фишка в чем: ты никогда не знал, как «стрельнет» город, могли и в минус сработать, если народ не приходил.
В маленьких городишках и поселках городского типа бывало, что перед тобой уже проехались два цирка. А люди там много не зарабатывают, они не могут постоянно детей водить по циркам. И тогда хорошо было хотя бы отбить расходы и транспортировку.
Сколько зарабатывали работники цирка?
Сколько зарабатывали артисты, я не знаю. Но точно хорошо. Они могли за год квартиру спокойно купить. Там свой распил был.
Среди администраторов тоже существовало деление. Старшим, тем, кто давно работал, отдавали крупные города. «Молодым» доставались мелкие. Со временем начали давать места получше и ставить в смежную работу. К примеру, в больших городах администратор никогда не работал один, всегда вдвоем-втроем. Но все равно по деньгам разница видна была.
Я же получал 15% от выручки. Выходило 60-80 тысяч с города. У нас закладывалось 10% от вала на рекламу. Но мы их забирали себе, если получалось сэкономить деньги. Поэтому не нанимали тех же расклейщиков, а делали все сами. Естественно, экономили на жилье: снимали не гостиницы, а квартиры, комнаты, бывали на подселениях. Однажды жил при ДК. Там не было даже душа, нашел себе развлечение: ездил в баню.
Я проработал год, на счету — два заезда по стране. Там я, конечно, опыта общения с людьми хапнул по полной. Было интересно, персонажи встречались разные. Но меня не хватило надолго, я сказал: «Держите, ребята, свои баулы. Я остаюсь в Красноярске». Позже я иногда думал, что, может, стоило бы вернуться. Но, вспоминая все, понимал, что не хочу.
Влада Калиниченко специально для интернет-газеты Newslab,
иллюстрации: pixabay.com
Больше интересных историй:
«Москвичи права не качают»: как красноярец пытается стать частью столичного общества
«Однажды бабушка взяла топор и пошла в коридор»: как нам живется со своими соседями
«Разве у дикарей могут быть мегаполисы?»: московский взгляд на Россию