Найти тему
Английский с Алекс Дар

Главные ошибки в устной части ЕГЭ в 2023 году. Задание 3. Как избежать обнуления и сдать на максимум?

Оглавление

Продолжаем разбираться с главными ошибками на экзамене ЕГЭ по английскому с прошлого года. Сегодня разберем задание 3 в устной части ЕГЭ.

Я уже писала ранее, что многие выпускники потеряли баллы именно в задании 3 (интервью) из-за строгих критериев оценивания. Достаточно было допустить одну ошибку (или оговорку) из списка "элементарных ошибок" и весь ответ на вопрос обнулялся, даже если он был логичным и содержал sophisticated vocabulary.

Всего в этом задании 5 вопросов. Максимальный балл за него тоже 5 (по одному баллу за каждый засчитанный ответ).

В этом году этот список "элементарных ошибок" стал лишь длиннее и включил в себя следующую грамматику (новое выделено желтым):

-2

Что нужно делать в задании 3?

Итак, в задании 3 экзаменуемый отвечает на вопросы интервью по школьной тематике: ситуация социально-бытовой, социально-культурной и социально трудовой сфер общения. Кстати, тему интервью диктор озвучивает в самом начале:

-3

Не пропустите этот момент: так будет легче понять о чем вопросы и настроиться.

Вопросы экзаменуемый не видит, только слышит. Никакие заметки делать нельзя. Вообще, вся устная часть сдается без ручки и бумаги в специальной программе на компьютере.

В начале и в конце каждого вопроса от диктора звучит колокольчик. Это помогает сконцентрироваться на вопросе и начать прислушиваться в нужный момент.

На каждый ответ дается 40 секунд. Этого вполне достаточно, ведь ответ должен содержать 2-3 фразы.

ФИПИ пишет о том, что кто-то использовал на прошлом экзамене 5-6 фраз для ответа на один вопрос, но это не обязательно. Наоборот, чем больше фраз, тем больше шансов сделать ошибку или оговорку.

Под фразой ФИПИ подразумевается полное предложение, содержащее подлежащее, сказуемое и другие члены. Вообще, я рекомендую своим ученикам в качестве фразы использовать хотя бы 5-6 слов. Не делать фразы слишком краткими или слишком развернутыми. Соблюдать баланс.

ФИПИ разрешает нам использовать краткие фразы, типа: Not many или Sure, либо краткие ответы: Yes, I do/am, etc. Но они не считаются полными предложениями, их еще нужно развернуть и дополнить.

Самое важное, как пишет ФИПИ, чтобы ответ был "коммуникативно оправдан" - т.е. отвечал на заданный вопрос и не содержал элементарных ошибок (из списка выше) и ошибок, искажающих смысл высказывания (т.е. было понятно о чем говорит экзаменуемый).

С 2024 года это задание считается заданием высокого уровня, вот что по этому поводу пишет ФИПИ:

Учитывая опыт двух сезонов ЕГЭ, показавших сложность этого задания для выпускников, было решено присвоить ему высокий уровень сложности в КИМ ЕГЭ 2024 г.

Список типичных ошибок с экзамена

Ответ на вопрос ОБНУЛЯЛСЯ, если:

  • Не было ответа совсем или ответ был неполный (например, в вопросе было Why, а выпускник так и не объяснил) или неточный (например, спрашивали про хобби всех подростков, а он ответил только про своё хобби);
  • Не понимали смысла вопроса и отвечали нелогично;
  • Использовали фрагменты топиков вместо ответа на вопросы;
  • Дублировали ответ.

Например, давали совершенно одинаковый ответ на первый и пятый вопросы:

1) Why do you think people like taking photographs? и

5) Why do you think so many people enjoy taking selfies?

Отвечали одинаково, по выученному шаблону: I think they want to remember the moment;

  • Были фактические ошибки в ответах на конкретные вопросы;
  • Вместо связного предложения произнесение отдельных слов/словосочетаний, часто со значительными, неоправданными паузами меду ними;
  • Использовали в ответе другую временную форму глагола, не соответствующей вопросу. Если вопрос поставлен в прошедшем времени, то и ответ следует давать о прошлом и в прошедшем времени;
  • Вставляли отдельные русские слова (явная нехватка лексики);
  • Были элементарные языковые ошибки и ошибки, искажающие смысл ответа.

ФИПИ приводит вот такие примеры ошибок:

-4

Вот еще примеры вопросов, которые вызвали сложности на экзамене:

Why do you think so many people are fond of extreme sports these days? How can we encourage young people to do more sports?

ФИПИ пишет о том, что вопросы были поняты, но, вероятно, не хватило мыслей либо лексики, чтобы правильно на них ответить.

Ряд председателей регионов отметил, что вот этот вопрос вызвал сложности в языковом плане:

- What is your favourite photo? Describe it.

Ученики называли любимое фото, начинали подробно описывать его и допускали большое количество языковых ошибок, особенно в видо-временных формах глагола. Как следствие, наговорили много, но допустили много ошибок, балл не получили. Мораль: лучше говорить меньше, но "чище".

Вообще ФИПИ отмечает эту проблему у выпускников:

В настоящее время явно наблюдается перекос внимания в сторону беглости, молодежь обращает мало внимания на правильность речи даже на родном языке.

Что же делать?

ФИПИ рекомендует преподавателям:

  • в начале урока в качестве речевой зарядки задавать различные вопросы по самой широкой тематике;
  • использовать парную и групповую работу для развития диалогической речи;
  • организовывать дискуссии и дебаты и т.д.

Развивать качества критического мышления, учить школьников отходить от шаблонов и стереотипов, развивать спонтанную речь и быструю речевую реакцию.

Следить за тем, чтобы используемые лексические, грамматические и фонетические средства соответствовали предложенным коммуникативной ситуации и коммуникативной задаче.

Вот такие содержательные советы даёт ФИПИ.

На сегодня всё, в следующий раз разберем задание 4.

Stay tuned!

Прошлые статьи по этой теме можно найти тут:

Официальная статистика ЕГЭ по английскому в 2023 год. Сравниваю с прошлой. Что изменилось?

Разбор главных ошибок в эссе-отчете, задании 38 с прошедшего экзамена. Анализ от разработчика.

Главные ошибки в email с прошлого экзамена. Как не потерять ни балла? Часть 1.

Главные ошибки в устной части ЕГЭ в 2023 году (1 и 2-е задания).

-5