Продолжаем разбираться с главными ошибками на экзамене ЕГЭ по английскому с прошлого года. Сегодня разберем задание 3 в устной части ЕГЭ.
Я уже писала ранее, что многие выпускники потеряли баллы именно в задании 3 (интервью) из-за строгих критериев оценивания. Достаточно было допустить одну ошибку (или оговорку) из списка "элементарных ошибок" и весь ответ на вопрос обнулялся, даже если он был логичным и содержал sophisticated vocabulary.
Всего в этом задании 5 вопросов. Максимальный балл за него тоже 5 (по одному баллу за каждый засчитанный ответ).
В этом году этот список "элементарных ошибок" стал лишь длиннее и включил в себя следующую грамматику (новое выделено желтым):
Что нужно делать в задании 3?
Итак, в задании 3 экзаменуемый отвечает на вопросы интервью по школьной тематике: ситуация социально-бытовой, социально-культурной и социально трудовой сфер общения. Кстати, тему интервью диктор озвучивает в самом начале:
Не пропустите этот момент: так будет легче понять о чем вопросы и настроиться.
Вопросы экзаменуемый не видит, только слышит. Никакие заметки делать нельзя. Вообще, вся устная часть сдается без ручки и бумаги в специальной программе на компьютере.
В начале и в конце каждого вопроса от диктора звучит колокольчик. Это помогает сконцентрироваться на вопросе и начать прислушиваться в нужный момент.
На каждый ответ дается 40 секунд. Этого вполне достаточно, ведь ответ должен содержать 2-3 фразы.
ФИПИ пишет о том, что кто-то использовал на прошлом экзамене 5-6 фраз для ответа на один вопрос, но это не обязательно. Наоборот, чем больше фраз, тем больше шансов сделать ошибку или оговорку.
Под фразой ФИПИ подразумевается полное предложение, содержащее подлежащее, сказуемое и другие члены. Вообще, я рекомендую своим ученикам в качестве фразы использовать хотя бы 5-6 слов. Не делать фразы слишком краткими или слишком развернутыми. Соблюдать баланс.
ФИПИ разрешает нам использовать краткие фразы, типа: Not many или Sure, либо краткие ответы: Yes, I do/am, etc. Но они не считаются полными предложениями, их еще нужно развернуть и дополнить.
Самое важное, как пишет ФИПИ, чтобы ответ был "коммуникативно оправдан" - т.е. отвечал на заданный вопрос и не содержал элементарных ошибок (из списка выше) и ошибок, искажающих смысл высказывания (т.е. было понятно о чем говорит экзаменуемый).
С 2024 года это задание считается заданием высокого уровня, вот что по этому поводу пишет ФИПИ:
Учитывая опыт двух сезонов ЕГЭ, показавших сложность этого задания для выпускников, было решено присвоить ему высокий уровень сложности в КИМ ЕГЭ 2024 г.
Список типичных ошибок с экзамена
Ответ на вопрос ОБНУЛЯЛСЯ, если:
- Не было ответа совсем или ответ был неполный (например, в вопросе было Why, а выпускник так и не объяснил) или неточный (например, спрашивали про хобби всех подростков, а он ответил только про своё хобби);
- Не понимали смысла вопроса и отвечали нелогично;
- Использовали фрагменты топиков вместо ответа на вопросы;
- Дублировали ответ.
Например, давали совершенно одинаковый ответ на первый и пятый вопросы:
1) Why do you think people like taking photographs? и
5) Why do you think so many people enjoy taking selfies?
Отвечали одинаково, по выученному шаблону: I think they want to remember the moment;
- Были фактические ошибки в ответах на конкретные вопросы;
- Вместо связного предложения произнесение отдельных слов/словосочетаний, часто со значительными, неоправданными паузами меду ними;
- Использовали в ответе другую временную форму глагола, не соответствующей вопросу. Если вопрос поставлен в прошедшем времени, то и ответ следует давать о прошлом и в прошедшем времени;
- Вставляли отдельные русские слова (явная нехватка лексики);
- Были элементарные языковые ошибки и ошибки, искажающие смысл ответа.
ФИПИ приводит вот такие примеры ошибок:
Вот еще примеры вопросов, которые вызвали сложности на экзамене:
Why do you think so many people are fond of extreme sports these days? How can we encourage young people to do more sports?
ФИПИ пишет о том, что вопросы были поняты, но, вероятно, не хватило мыслей либо лексики, чтобы правильно на них ответить.
Ряд председателей регионов отметил, что вот этот вопрос вызвал сложности в языковом плане:
- What is your favourite photo? Describe it.
Ученики называли любимое фото, начинали подробно описывать его и допускали большое количество языковых ошибок, особенно в видо-временных формах глагола. Как следствие, наговорили много, но допустили много ошибок, балл не получили. Мораль: лучше говорить меньше, но "чище".
Вообще ФИПИ отмечает эту проблему у выпускников:
В настоящее время явно наблюдается перекос внимания в сторону беглости, молодежь обращает мало внимания на правильность речи даже на родном языке.
Что же делать?
ФИПИ рекомендует преподавателям:
- в начале урока в качестве речевой зарядки задавать различные вопросы по самой широкой тематике;
- использовать парную и групповую работу для развития диалогической речи;
- организовывать дискуссии и дебаты и т.д.
Развивать качества критического мышления, учить школьников отходить от шаблонов и стереотипов, развивать спонтанную речь и быструю речевую реакцию.
Следить за тем, чтобы используемые лексические, грамматические и фонетические средства соответствовали предложенным коммуникативной ситуации и коммуникативной задаче.
Вот такие содержательные советы даёт ФИПИ.
На сегодня всё, в следующий раз разберем задание 4.
Stay tuned!
Прошлые статьи по этой теме можно найти тут:
Официальная статистика ЕГЭ по английскому в 2023 год. Сравниваю с прошлой. Что изменилось?
Разбор главных ошибок в эссе-отчете, задании 38 с прошедшего экзамена. Анализ от разработчика.
Главные ошибки в email с прошлого экзамена. Как не потерять ни балла? Часть 1.
Главные ошибки в устной части ЕГЭ в 2023 году (1 и 2-е задания).