Найти тему

Отличие мышления человека бизнеса и человека государства на примере подходов к ведению информационной войны

Ни для кого‏ не является секретом, что‏ мышление человека‏ бизнеса‏ отличается от мышления человека государства. 

Обычно люди бизнеса‏ часто любят‏ критиковать‏ людей государства‏ за отсутсвие понятных и‏ видимых каждому результатов, за‏ излишне‏ мягкую консервативную позицию,‏ за неумение‏ видеть возможности‏ для взрывного роста‏ и‏ за‏ отказ от‏ радикальных методов решения задачи.‏ 

Люди государства,‏ в‏ свою‏ очередь, тоже не сильно‏ любят людей‏ бизнеса. Они‏ видят‏ в людях бизнеса‏ "частников, «инициативников»‏ и барыг, которых на пушечный‏ выстрел..."

Естественно,‏ что картина‏ мира и‏ опыт диктует специализацию человека. Поэтому‏ людям‏ с‏ кардинальным различным‏ опытом и‏ задачами очень‏ сложно‏ понимать друг друга.‏ Здесь было бы опрометчиво‏ писать, что‏ кто-то‏ лучше или хуже, оба типа мышления важны.

Проблемы начинаются,‏ когда человек‏ из‏ бизнеса имеет‏ амбиции в сфере государственного‏ управления или когда чиновник‏ решает,‏ что его опыт‏ управления может‏ быть применен‏ в бизнес среде.‏ 

Я‏ предлагаю‏ рассмотреть, в‏ чем заключается базовое различие‏ в этих‏ типах‏ мышления.‏ 

1. Для начала это мотивация:

  • Основная‏ мотивация человека‏ бизнеса материальная.‏ В‏ уставе любой коммерческой‏ компании записана‏ ее задача - получать прибыль.‏ Человек‏ в бизнесе‏ привык нанимать‏ людей, основываясь на материальной мотивации.‏ 
  • Основная‏ мотивация‏ человека государства‏ идеологическая. Государственники‏ имеют основную‏ задачу‏ - сохранение и‏ постепенное развитие существующей системы‏ в максимально‏ длительной‏ перспективе. 

2. Отсюда разница в горизонте планирования:

  • Для бизнеса это‏ хорошо, если‏ будет‏ пять-десять лет.‏ Бизнес не планирует на‏ горизонт в тридцать -‏ пятьдесят‏ - сто лет.‏ Государство планирует.‏ 
  • Когда к‏ власти в государстве‏ приходят‏ люди‏ с мышлением‏ бизнеса, они планируют свои‏ действия на‏ срок‏ 4-8‏ лет до следующих выборов.‏ 
  • Что их‏ этого получается‏ в‏ итоге, можно посмотреть‏ на примере‏ США. Выбрали Обаму, ввели Медикэр,‏ пришел‏ Трамп, отменили‏ Медикэр, Трамп‏ начал строить нефтепровод из Канады,‏ пришел‏ Байден,‏ отменил это‏ строительство. 
  • При‏ этом в‏ США‏ еще достаточно ресурсов‏ и основной задачей чиновников‏ во власти‏ не‏ является украсть все, до чего можно дотянуться, за‏ этим зорко‏ следят.‏ Если основная‏ задача украсть в стране‏ все, до чего можно‏ дотянуться,‏ то получается Украина.‏ 
  • Напротив, страна‏ с сильным‏ государственным управлением и‏ горизонтом‏ планирования‏ в десятки‏ лет вдруг внезапно оказывается‏ страной с‏ самой‏ сильной‏ армией мира, экономика которой‏ может выдерживать‏ длительное внешнее‏ давление‏ и успешно проводить‏ спецоперацию, а‏ также параллельно разрабатывать новые типы‏ вооружения‏ и осваивать‏ замкнутый ядерный‏ цикл. 
  • Другая страна с сильным‏ государственным‏ управлением,‏ которая имеет‏ горизонт планирования‏ в десятилетия,‏ становится‏ из страны с‏ дешевой рабочей силой страной‏ с первой‏ экономикой‏ мира и потенциально самым развитым в мире автомобилестроением.‏ 

3. Степень ответсвенности‏ за‏ свои решения

  • Если‏ у человека бизнеса что-то‏ в бизнесе пойдет не‏ так,‏ это никогда не‏ приведет к‏ глобальной катастрофе.‏ Предприятие просто обанкротится,‏ работники‏ отработают‏ две недели‏ и найдут себе новую‏ работу. Человек‏ бизнеса‏ никогда‏ не отвечает за все‏ население в‏ целом, он‏ может‏ нанимать самых компетентных,‏ здоровых и‏ инициативных и ему в целом‏ не‏ важно, как‏ себя чувствуют‏ люди, которые не работают на‏ него‏ прямо‏ сейчас. Тем‏ более он‏ не заинтересован‏ в‏ благополучии будущих поколений.‏ 
  • Для государства цена ошибки‏ составляет миллионы‏ человеческих‏ жизней. Проигрыш в холодной войне и распад СССР‏ стоил нашей‏ очень‏ дорого, мы‏ пожинаем последствия той социальной‏ катастрофы до сих пор.‏ Ошибки‏ в политике, экономике‏ или оборонной‏ сфере государства‏ могут привести к‏ уничтожению‏ всей‏ нации.

При этом‏ все уже давно в‏ курсе, что‏ поменять‏ мышление‏ взрослому человеку очень сложно.‏ Потому что‏ это предполагает‏ работу‏ с мотивацией. Работать‏ с мотивацией‏ людей, сильно успешных в бизнесе,‏ невероятно‏ сложно, потому‏ что они‏ в себе невероятно уверены, ведь‏ они‏ все‏ уже себе‏ доказали.

Поэтому людей‏ бизнеса будут‏ всегда‏ очень сильно ограничивать‏ от попыток получить государственную‏ власть. И‏ не‏ потому что чиновники плохие и хотят забрать себе‏ все ресурсы,‏ тут‏ причина другая.

История‏ с Евгением Пригожиным это‏ показала. Мышление человека бизнеса‏ было‏ продемонстрировано во всей‏ красе, как‏ и его‏ амбиции. Работа ЧВК‏ на‏ территории‏ Российской Федерации‏ признана нецелесообразной. 

И это‏ не по‏ причине‏ того,‏ что государство не хочет‏ делиться деньгами,‏ оно все‏ равно‏ оплачивало все содержание‏ ЧВК. Дело‏ просто в том, что руководитель‏ ЧВК‏ имеет неограниченные‏ полномочия, но‏ он не имеет привычки подчиняться‏ приказам.‏ 

У‏ людей бизнеса‏ не выработано‏ мышление военного‏ человека,‏ нет понимания иерархии,‏ они не могут иметь‏ доступ к‏ секретной‏ информации, у них нет стойкой идеологической мотивации. Они‏ в целом‏ часть‏ своих денег‏ могут хранить за рубежом,‏ какая тут идеологическая мотивация‏ и‏ доступ к секретной‏ информации?

Непонимание того,‏ что государственная‏ машина сложная, она‏ инерционная,‏ она‏ имеет гораздо‏ более длительный горизонт планирования,‏ чем бизнес,‏ она‏ перемалывает‏ потихоньку вместо того, чтобы‏ каждый день‏ демонстрировать яркие‏ результаты,‏ делает людей бизнеса,‏ когда они‏ лезут в госуправление, "инициативными идиотами"‏ в‏ глазах людей‏ государства. Я‏ думаю, что все знают, что‏ именно‏ от‏ этой категории‏ людей нужно‏ в первую‏ очередь‏ избавляться, потому что‏ они опасны для системы.‏ 

Теперь к‏ вопросу‏ о том, как люди с таким различным мышлением‏ подходят к‏ вопросу‏ ведения информационной‏ войны. 

Человек с мышлением‏ бизнеса не понимает, как‏ работает‏ государство. Ему видится,‏ что раз‏ на территории‏ России происходят поджоги‏ военкоматов‏ и‏ релейных шкафов,‏ а также беспорядки по‏ типу тех,‏ что‏ случились‏ в Дагестане, то это‏ означает, что‏ государство в‏ сфере‏ информационной войны терпит‏ провал. 

Еще‏ более радикальный взгляд у человека‏ бизнеса‏ может быть‏ на отсутсвие‏ беспорядков в странах Западной Европы‏ и‏ на‏ Украине. Если‏ беспорядков нет,‏ значит государство‏ в‏ этой сфере также‏ плохо справляется.

А у человека‏ бизнеса как‏ раз‏ есть частная фирма, которая собирает все данные соцсетей‏ и СМИ,‏ поэтому‏ она вполне‏ может подключиться к проведению‏ информационной политики в стране‏ и‏ она может "влиять".

Как‏ на эти‏ все высказывания‏ в публичном поле‏ смотрит‏ человек‏ государства, я‏ думаю, понятно. В его‏ представлении у‏ нас‏ тут‏ образовался новый амбициозный "Пригожин".‏ 

И этот‏ новый "Пригожин"‏ сходу‏ в публичном поле‏ задает вопрос,‏ почему Россия не борется с‏ терроризмом‏ информационными методами‏ и почему‏ в странах Западной Европы наша‏ страна‏ не‏ организовывает акты‏ гражданского неповиновения.‏ 

1. Борьба с‏ терроризмом‏ не ведется через‏ методы ведения информационной войны,‏ потому что‏ это‏ так не работает. 

Не существует методик перевоспитания больших‏ масс взрослых‏ людей.‏ Одного человека‏ можно перевоспитать, затратив на‏ это время и ресурсы,‏ и‏ это достаточно сложная‏ работа, потому‏ что она‏ предполагает создание мотивации.‏ 

Ни‏ одна‏ частная компания‏ не в состоянии помочь‏ государству поднять‏ патриотизм‏ населения‏ до такого уровня, чтобы‏ любой гражданин‏ любого возраста‏ стразу‏ бы звонил в‏ ФСБ на‏ предложение поджечь военкомат за деньги.‏ 

С‏ терроризмом борются‏ другими методами.‏ В том числе посадками в‏ тюрьму‏ на‏ очень большой‏ срок. Настолько‏ большой, чтобы‏ даже‏ последнему консерватору становилось‏ не по себе, когда‏ он читает‏ новость‏ про приговор очередному поджигателю. 

Более того, мы сегодня‏ имеем поколение‏ современных‏ 25-35 летних‏ с эффективным мышлением людей‏ бизнеса. Потому что их‏ детство‏ пришлось на 90-е.‏ Вместо мультиков‏ о Мальчише-плохише‏ и Мальчише-кибальчише эти‏ дети‏ смотрели‏ Тома и‏ Джерри с постоянной жестокостью,‏ культом потребления‏ и‏ втягиванием‏ ребенка в треугольник Карпмана.‏ Их герой‏ Скрудж Макдак‏ и‏ Человек-паук, а не‏ Смешарики, которые‏ мирно вместе играют в песочнице.‏ 

Чтобы‏ воспитать поколение‏ людей государства,‏ мы показываем детям "Смешариков" и‏ "Машу‏ и‏ Медведь" с‏ правильными гендерными‏ ролями, где‏ медведь‏ покровительствует и заботится‏ о девочке, а девочка‏ заботится и‏ любит‏ медведя. Шаман сегодня поет "Я русский" не для‏ современных 30-летних,‏ он‏ поет это‏ для того, чтобы современные‏ 15-летние завели со временем‏ своих‏ детей и воспитали‏ их в‏ патриотичном ключе.‏ 

Вот это информационная‏ война‏ с‏ точки зрения‏ горизонта планирования государства. 

2. Что‏ касается оценки‏ эффективности‏ информационной‏ политики с точки зрения‏ организации акций‏ гражданского неповиновения‏ на‏ территории стран противника.

Во-первых,‏ человек, который‏ не понимает, что писать такое‏ в‏ публичной плоскости‏ не стоит,‏ еще не готов к организации‏ информационных‏ операций‏ любого рода.‏ Даже если‏ он настроен‏ весьма‏ патриотично, его слова‏ могут быть использованы против‏ него или‏ против‏ государства. 

Одно из важных умений публициста - это‏ понимание, как‏ его‏ слова могут‏ быть восприняты разной аудиторией.‏ В том числе весьма‏ негативно‏ настроенной. 

Во-вторых, опять‏ давайте перейдем‏ от тактики‏ к стратегии. Организовывать‏ протесты‏ чтобы‏ что? Чтобы‏ поднять свой боевой дух?

Или‏ все-таки организация‏ спецоперации‏ такого‏ масштаба должна иметь под‏ собой более‏ глобальную цель.‏ Вот‏ поднимется сейчас новый‏ Майдан на‏ Украине, выйдут люди, их пересажают,‏ пар‏ уйдет в‏ свисток и‏ будут потрачены огромные ресурсы. Все‏ нужно‏ делать‏ вовремя и‏ хорошо свои‏ действия планировать.‏ Это‏ совсем не сфера‏ компетенции человека бизнеса. 

Вот‏ это все,‏ что‏ я написала выше, это то, что обычно человек‏ государства хотел‏ бы‏ сказать человеку‏ бизнеса. Если тот хотел‏ бы его выслушать.

Если вам удобнее читать меня в телеграм:
https://t.me/channelOfRaccoon

Другие мои статьи: