Задумываться о том, что у части российских режиссеров, сценаристов и продюсеров, что снимают сейчас фильмы, с мировоззрением что-то сильно не так, меня заставил фильм "Дом".
Имя Герострата я вам назову: это снял Олег Погодин. Я не хочу даже представлять себе, что должно быть в голове у человека, который на протяжении полутора часов в мельчайших подробностях снимает дом на отшибе и жизнь четырех поколений большой семьи в этом доме, а потом показывает, как всех 30 человек расстреливают из автомата условные агенты КГБ.
Причем Погодин прямо признается, что семью писал со своей семьи и своего родительского дома на Кубани.
Как надо относиться к своей матери и отцу, чтобы снимать такое?
Как надо ненавидеть людей, чтобы полтора часа показывать зрителям семью, причем очень талантливо показывать, чтобы люди к персонажам привязались, а потом эту семью в подробностях убивать?
Кто на это выдал деньги, кто одобрил фильм к производству, кто вычитывал сценарий, пускал в прокат? Это все тоже больные люди?
Яркое чувство гадливости, которое возникает после просмотра этого фильма, - это то, чего хотел добиться автор? Это он так себе представляет функцию кинематографа?
Проблема в том, что последние наши 30 либеральных лет позволили придти в эту сферу людям, возможно, вполне профессиональным, но с очень гнилым мировоззрением. А система наград, грантов, прокатов и финансирования заточена на то, что профессиональные навыки для того, чтобы получать деньги, обязательны, но вот картина мира сценариста или режиссера не имеет значения.
Оскар дают за лучшую роль, лучший грим, лучший сценарий, лучшие декорации в том смысле, что это это сложная работа. Дикаприо не дали Оскар за "Волка с Уолл стрит", хотя фильм понравился людям, но дали Оскар за "Выживший", потому что ради этой роли надо было залезть в лошадь. Критерий наград сейчас - это не то, что нравится аудитории, а то, что технически сложно сделать. Поэтому Оскар скатился в то, чем он сейчас является.
Именно поэтому Евгений Баженов собирает такие миллионы просмотров со своими обзорами. Российское общество понимает, что фильм технически сделан качественно, но по своей идее полное дно. А вербализовать это и показать с аргументами может только Евгений.
Итак, кто виноват, мы определили. Теперь, что с этим делать?
Первое, что надо помнить, что люди с таким мировоззрением не считают, что с ними что-то не так.
Снять фильм, где расстреливают всю семью. А что тут такого?
Украинской эскортнице выложить в инстаграм орден от ГУР Украины. А что тут такого?
В сериале про Раневскую снять "злых быдланов русских, угнетающих еврейских творцов". А что тут такого?
Преподавателю МГУ в книге "Экономическая конфликтология", 2022 год написать про русский менталитет рабов. А что тут такого?
Вы не поверите, но эти ребята реально не понимают, что тут такого. Они не то, чтобы твердо знают, что сделали гадость, они просто не понимают, что не так. У них на этом месте слепое пятно. Их родители воспитывали всю жизнь так, что они считаю это все вышеперечисленное нормальным. И претензии Евгения Баженова к нравственной части они просто не понимают. Нет воспитания и морального компаса, чтобы просто осознать, за что конкретно Баженов их стыдит.
Но "других писателей у меня для вас нет", придется работать с тем, что есть. Что у нас есть из вариантов?
1. Вычистить ВУЗы от малейшего проявления русофобии, потому что преподаватель, что пишет про русский рабский менталитет, портит каждый год огромное число студентов. Просто бить по рукам и за каждое такое проявление наказывать штрафом.
2. Пересмотреть систему финансирования. Награждать не за технические достижения, а за идеи, не давать государственные деньги просто так, а только за фильмы с идеями, которые полезны для государства: честность, труд, дружба народов, развитие страны, гордость за свою страну, победы и подвиги, взаимопомощь, сопротивление трудностям. Весь советский кинематограф, который мы пересматриваем под Новый год, - база для обучения и пример того, что государство в идеале хочет получить от кинематографа. Поделки вроде "Кахи" - исключительно за свои.
3. Цензура, цензура и только цензура. На стадии утверждения фильма, на стадии сценария, на стадии монтажа. Никакого свободного полета творческой мысли, мы все видим, что получается от такого полета, только жуткий тоталитаризм и цензура.
Люди, которые снимают, и люди, которые могут сказать, что вы снимаете дно, - это разные люди. Не может быть самоцензуры, со стороны всегда виднее. Человек, который хорош в технических навыках, но имеет гнилое мировоззрение, не может единолично принимать решение о том, как снимать. Рядом всегда должен быть цензор, который имеет хорошее воспитание и правильные моральные ориентиры, который не позволит снимать о том, что Зоя Космодемьянская погибла за булочку и трамвайчик.
4. И, как пишет Мараховский, власть - это умение причинять неприятности. А неприятности - это жалобы на отвратительные фильмы, это статьи о русофобии в сериалах, это осуждение авторов, это протесты, разгромные рецензии и заявления в прокуратуру.
Чтобы было понятно, ради чего вы это все делаете и тратите свое время, надо держать в голове, что это дно снимали люди с мышлением "а что тут такого?". Они реально не видят. Им надо это показать.
Если вам удобнее читать меня в телеграм: https://t.me/channelOfRaccoon
Другие мои статьи:
Про раскол в Российском обществе на примере последнего обзора BadComedian (Евгений Баженов)