“Дочь болотного царя” – это драма о жестокости огромного масштаба, о том, как содеянное оборачивается против “учителя”, это буквально “великая ирония” без шуток (полная противоположность тому, как бы это мог сделать Вуди Аллен). Сценарий основан на одноимённом романе писательницы Карен Дионн (Karen Dionne), его писали два сценариста, отец и дочь, Марк Л. Смит (Mark L. Smith) и Элль Смит (Elle Smith) – и отец ранее работал над сценарием драмы “Выживший” (2015, The Revenant).
Сюжет
Бетти Эрикссон была похищена Джейкобом Холлбруком, и в течение двенадцати лет они жили в лесу без связи с внешним миром. В неволе у них была рождена дочь Хелена, которую Джейкоб стал воспитывать как своё подобие, чтобы она умела ориентироваться в диких условиях леса, охотиться, выживать, но с важным нюансом – он хотел, чтобы кроме него Хелена больше никого не видела, включая внушение того, что у матери нет никакого авторитета, и сама Хелена никуда не должна стремиться.
Когда Хелене исполнилось десять лет, Бетти удалось совершить побег, благодаря настоящей случайности, и Хелена оказалась на свободе, вдали от отца. Джейкоба посадили в тюрьму, и двадцать лет от него не было вестей. За двадцать лет, пока его не было в жизни Хелены, ей удалось устроить жизнь, но Джейкоб снова объявился, и жизнь её семьи оказалась в опасности.
Хотя история выглядит обычной, когда один родитель более активен в воспитании ребёнка, но постепенно для Хелены приоткрываются моменты, на которые она не хотела раньше смотреть так, какими они действительно являются.
Разбор фильма
И совершенно неожиданным образом мне очень трудно было приняться за разбор этого фильма. Как психологи говорят – повышенная сопротивляемость при работе с особенно актуальной темой.
Здесь рассматриваются взаимоотношения “Бетти-Джейкоб”, мужчина и женщина, и “Хелена-Джейкоб”, дочь и отец, – причём в обоих случаях это пример полного подавления воли одного человека со стороны другого. Мужчина с упоением внушает своим женщинам с разной степенью жестокости, что они слабые без него на том лишь основании, что они ничего не говорят ему в ответ.
Повествование построено логично, что и обеспечивает яркий отклик в душе. Главная героиня взрослеет и её восприятие отца меняется постепенно. Сначала она видит его как героическую фигуру, взирающую на неё сверху вниз. Он повелевает, руководит и ведёт за собой. Но после внезапного вторжения чужеродного элемента в их идиллию – заблудившийся мужчина на квадроцикле – восприятие отца Хеленой начинает меняться. Джейкоб перестаёт быть этой большой всемогущей персоной. Хелена сама оказывается в другой жизни, где больше людей, больше мнений и ей самой теперь нужно принимать решения.
Сопоставляя эту драму с фильмом ужасов “Пила” – который проще всего назвать жестоким и кровавым – я бы не сказала, что “Пила” действительно жестокий, драма Нила Бёргера превосходит фильм ужасов по уровню жестокости. В фильме ужасов жестокость прямолинейна и очевидна, а в драме “Дочь болотного царя” она изощрённая, после ран, полученных от этой жестокости, врачи в отделении скорой помощи спасти не смогут. В той же “Пиле” Джон Крамер предусматривал исход заранее, он был готов отправить справившуюся с испытанием жертву ко врачу.
В “Дочери болотного царя” наивность неискушённого в жизни используется для того, чтобы внушить исковерканные идеалы и выпустить в жизнь странного и неудобного человека. Человека, выглядящего как человек с инстинктами и повадками животного в мире людей.
Джейкоб Холлбрук поставил “клеймо” на свою дочь – как в переносном, так и в прямом смысле. С самого детства она росла в диких условиях. С одной стороны, человек – это тоже животное, млекопитающее, отличающееся от своих собратьев в шерсти и на четырёх лапах тем, что умеет говорить и критически мыслить. С другой, человек всегда стремился вступить в схватку с природой, словно бы пытаясь доказать ей своё превосходство. Действие большей части истории разворачивается в лесной части (эти эпизоды снимали в Северной Канаде – заповедник Докис), дикая природа является полноправным участником сюжета, что отлично углубляет происходящее между людьми.
Как ни крути, в попытке превзойти природу человек всегда искажал смыслы под себя. Джейкоб Холлбрук – самый яркий тому пример, кто нарёк себя царём и Богом, решившим творить чужую судьбу. Он нанёс своей дочери Хелене по три точки под глаза, назвав это “единственными дозволенными ей слезами”, он называл её “мой верный хвостик” (Little Shadow), он построил их общение так, что каждое её действие имело логическое завершение – его похвала, а значит то, что она – молодец. Он лишил её права на собственные эмоции. “Твоя мать воспринимает счастье не так, как мы”, – так Джейкоб сказал Хелене. В этом слышится жёсткое внушение, чтобы человек не думал самостоятельно, а был тенью, хвостиком и послушно следовал по пятам. Он отказывал дочери в критическом мышлении, отодвинув мать на второй план. В итоге Хелена превратилась в закрытого человека без настоящего прошлого, вынужденную скрывать себя поглубже в тайнике (это выражается через шкатулку с её вещами, напоминающими о прошлом – нож, свистулька в виде птички, доставшиеся ей от отца; и, конечно, многочисленные татуировки, которые она маскирует тональным кремом).
Нил Бёргер в интервью для Screen Rant рассуждал о подтексте в истории “Дочь болотного царя” так: “Это история о семьях, о воспитании детей, о том, откуда мы родом и как это накладывает на нас отпечаток. И застрянем ли мы с этим наследием или можем измениться, можем ли мы освободиться от травм прошлого и стать самими собой?”
Похоже, Джейкоб Холлбрук не заботился о том, как Хелена будет жить, как сложно ей будет найти того, кто сможет “понять её дурацкие татуировки”. Особенно учитывая, что и без условных клейм человеку непросто адаптироваться в обществе в силу разнообразных, на полную силу здравствующих условностей.
В качестве противовеса в воспитании Хелены идёт её мать Бетти. За всё время истории её показывали очень мало, а, если она и появлялась, то фигура была по большей части расплывчатая, на втором плане. По сути, это отчётливо иллюстрирует то, что сделал отец для дочери – он оттеснил фигуру матери очень далеко, снизив её участие в жизни дочери до минимума. И в этом есть большой смысл – это не урезанное время для актрисы, которая исполнила роль матери Хелены. Это художественный ход, который максимально близко рисует роль матери в жизни Хелены, что именно Джейкоб сделал для дочери, лишив её общения с женщиной, очень важной для развития. Те моменты, которые созданы для иллюстрации отношений между матерью и дочерью, очень трогательны. Как она читала сказку, как подарила куклу, как смотрела на свою дочь, как была всё время рядом, хотя могла сбежать, пока Джейкоб и Хелена были на охоте.
То, что они начинают появляться в повествовании довольно далеко после начала, играет важную роль. Они выглядят выразительно и попадают прицельно. Они работают как проявляющиеся картинки, которые наконец имеешь возможность рассмотреть в деталях и понять, как они несут смысл на самом деле. Так отображается трансформация восприятия отца Хеленой. Чем дальше она продвигается по своей жизни, тем лучше она разбирается, что с ней произошло. Через сомнения, к какой жизни она принадлежит, через разочарование (Как я могу доверять людям, если единственный, кому доверял, оказался чудовищем?) Хелена приходит к пониманию, что нужно делать. Рано или поздно любой человек это понимает, но и следы остаются.
***
Статья/новость с подробностями о романе "Дочь болотного царя" и его авторе: