В последнее время я зачастила в Современник. Спектакль "Папа" был выбран не случайно. В 2021 году я потеряла отца. Папа умер от онкологии (рак мозга). И поэтому я искала возможности дополнительной проработки потери через искусство. На спектакль я привела свою сестру, чтобы вдвоем погрузиться в драматическую историю жизни пожилого человека, страдающего Альцгеймером.
Это удивительно, но сюжет спектакля отражал очень много событий из моей жизни. Было очень интересно видеть, как человек, который запутался в отрывках своей памяти, обесценивал и унижал свою дочь, которая пыталась помочь отцу разобраться с реальностью. Мой отец также любил в своих неудачах винить окружающих и близких, которые пытались в свою очередь помочь...
Еще в спектакле была рассказана история любви к младшей дочери, которая погибла. Отец заместил историю смерти выдуманной фантазией о том, что младшенькая живет в постоянных разъездах и очень популярна. В моей жизни тоже была очень похожая история. Я уехала из родительского дома и жила отдельно на съемной квартире. Для моего отца это было оскорблением. Он не понимал, почему надо было уезжать в отдельную не слишком уютную квартиру, за которую надо еще и платить, когда есть жилье с ним и с мамой.
Но я хотела самостоятельности, поэтому решение было принято единолично без возможности корректировки. Однако, моя сестра долгое время продолжала жить с родителями. В результате, я стала любимой дочкой, а та, что была рядом и постоянно помогала оказалась в не любимцах. Помощь со стороны сестры воспринималась как что-то должное, обязательное, не требующее благодарности в ответ. В спектакле эта история была очень живо показана, или я так воспринимаю это, потому что данный сюжетный момент слишком отзывается внутри...
Мы с сестрой постоянно переглядывались на сценах, схожих с нашей жизнью. И таких сцен было очень много... Признаки Альцгеймера немного сходны с симптомами опухоли мозга: путаница в сознании, в словах, не понимание реальности, потеря памяти и т.д. Вся эта история очень напоминала мне последние недели жизни отца.
Близки мне и переживания, связанные с передачей близкого человека в хоспис. В спектакле тоже был показан этот момент. Наступает время, когда человек без медицинского образования просто не может ухаживать за неизлечимо больным. Это же не просто поменять подгузник или катетер, здесь нужно видеть и понимать, когда нужна помощь сильных лекарств, которые быстро не получить. Иногда на вызов врача уходило несколько дней, а каждый день для умирающего человека может стать последним. В таких тяжелых случаях нужен постоянный пригляд в больнице или в хосписе, в месте, где могут облегчить последние дни жизни. И тут возникают конфликты.
Помню, как моя сестра проделала колоссальную работу по сбору документов в хоспис. Мама сначала согласилась, но потом, когда дошло дело до отправки отца в учреждение, стала паниковать, что мы как бы отказываемся от него, что он умрет, брошенный на больничной койке. Очень тяжело принимать решение, а еще тяжелее объяснять, что мы не бросаем отца, просто мы не можем обслуживать его последние дни, мы не знаем, сколько давать лекарств и каких, мы не знаем, чувствует ли он боль, потому что он постоянно находится где-то внутри, а речевой центр поражен опухолью мозга, и отец даже не может сказать, что у него болит и где. Он может только стонать, и ты носишься как с младенцем, предлагая все подряд: воду, обезболивание, укрываешь одеялом или, наоборот, его снимаешь, потому что не можешь сразу понять: холодно ему или жарко.
Мой отец умер в хосписе, прожив (скорее просуществовав) там сутки. Позже мама призналась, что рада, что он умер не на ее руках.
Смерть близкого всегда тяжелое испытание. Но я очень рада, что могу спокойно говорить о смерти отца, могу ходить на спектакли или смотреть фильмы с подобными историями для того, чтобы выпустить еще немного слез, которые все еще сидят где-то в горле.
Спектакль "Папа" сильный, рекомендую к просмотру.
Статья написана 27 января 2023 г.