Российский городской транспорт встаёт с колен! Да, я вынужден это признать. За редкими исключениями в виде Костромы и Нижнего Новгорода, где за каким-то лешим решили выстрелить себе в ногу и вслед за Москвой закрыли троллейбусные системы, городской транспорт если стремительно не развивается, то уж по крайней мере, не деградирует семимильными шагами. Конкретных примеров - как плохих, так и хороших, на моём канале уже целая толпа. Из последнего - мне очень понравилось, как всё организовано в Самаре:
И очень не понравилось, как всё организовано в Воронеже. Транспорт этого города-милионника настолько плох, что "Воронеж" стал именем нарицательным для любого города, в котором, как и в Воронеже, исчезли троллейбусы и трамваи. Так и говорят - "Воронеж" наступил! И гордиться тут совершенно нечем, ведь экология Воронежа из-за наплыва автобусов терпит бедствие.
А сегодня я хочу, чтобы вместе со мной вы порадовались за российский город Ярославль, где в 2023 году транспортная реформа удалась на славу и по улицам поехали современные автобусы, в единой ярко-жёлтой окраске и с весьма разнообразным модельным рядом. Стоило только реформе более-менее завершиться, мы с автобусным экспертом сразу же поехали проводить инспекцию, но сначала заскочили в Нерехту, чтобы сфотографировать несколько поездов. Вышли в 5 часов утра на станции, и пошли пешком по пустынному древнему городу к месту съёмки... Красота неописуемая! Убрать бы ещё с улицы все провода в кабельный коллектор, а заборы вдоль улиц - в металлолом - станет совсем идеально.
Час прогулочного шага по спящему старому городу - и мы на путепроводе, под которым лежит ветка Ярославль - Кострома, однопутный дублёр Транссибирской магистрали. Здесь ходит знаменитый поезд "Россия", который уже много лет как изуродован корпоративными цветами, но зато нам повезло и тянул его единственный в России электровоз ЧС7 синего цвета! Кроме того, мы поймали встречный пассажирский поезд и новенькую электричку.
А теперь пора бы отправиться в Ярославль! До электрички оставалось много времени, так что мы решили не раскошеливаться на такси и опять пошли пешком, по пути восхищённо фотографируя Нерехту и представляя, какая замечательная туристическая конфета из неё могла бы получиться. Ведь первые два шага так просты - убрать провода и заборы с глаз долой! Из интересного транспорта нам попался автобус "Аврора", ЛиАЗ-5256, а также ВАЗ-2108 в неплохом состоянии. Листайте.
Вокзал станции Нерехта 1887 года постройки был выполнен в псевдорусском стиле, а в 2000-е годы РЖД-архитекторы переделали его под стиль "Коробкивизм", воткнув белые пластиковые окна и обшив металличским сайдингом весь фасад, за исключением центральной части - в таком виде вокзал и предстал перед нами.
Стоп, что?! Они опять переделали вокзал?! Ага, теперь ясно: пока я мариновал фотографии, в 2024 году сюда пришла реставрация с возвращением исторического облика. Теперь совсем другое дело! Они там что - разогнали своё старое архитектурно-сайдинговое бюро и наняли, наконец, нормальных специалистов? Если так, то хвалю РЖД. Продолжайте в том же духе!
Не обошёл я стороной другую станционную постройку, которая показалась мне очень даже симпатичной. Смотрите: тут и аккуратная кирпичная кладка, и сочетание цветов приятное, и выполненные кирпичом объёмные элементы фасада... Не уверен, что тут вообще есть архитектурный стиль, но мне здание понравилось, как и притаившаяся справа водонапорная башня.
На самой станции стоял "Орлан", но гораздо больше меня привлекла электричка ЭД4М-0439, оформленная в честь победы в Великой отечественной войне: тут есть и паровоз, и санитарный вагон, и различные ордена, но самое главное - это не бездушная наклейка, а самая настоящая аэрография! Честь и хвала первоклассным художникам. Листайте.
Приезжаем на Ярославль-Московский, и видим невероятную по меркам 2023 года картину: сразу два зелёных локомотива оказались рядом!
Мы сели в троллейбус и доехали до исторического центра, заставленного красивыми старинными домами и завешенного проводами до такой степени, что смотреть противно. Срочно убрать их все, кроме троллейбусных! А теперь загибайте пальцы и считайте новенькие модели автобусов, которые получил Ярославль всего за несколько месяцев 2023 года. ЛиАЗ-5292.65 - это раз. Весьма распространённая по России современная модель автобуса, которой очень к лицу жёлтый цвет. А ещё их целая толпа - почти 120 штук!
Волгабас-4298 - это два. Маленький пуська с симпатичной мордахой, предназначенный для слабо загруженных маршрутов, ещё и работающий на сжиженном природном газе, а не на дизтопливе. Хорошая попытка в экологию, но троллейбус всё равно на первом месте. В Ярославле их много - несчётные почти 160 штук.
МАЗ-203 - это три. А у вас есть то странное чувство, что построенный в Минске автобус должен быть для россиян иномаркой (как Мерседес), но мы его таковым не воспринимаем? Просто у меня почему-то - да. Автобус имеет так называемую "московскую" маску, ведь такое расположение фар начали практиковать именно в Москве. МАЗов в Ярославле немного - всего 55 штук.
МАЗ-206 - это четыре. Младший брат МАЗа-203, по размеру и планировке напоминающий Волгабас-4298. По Ярославлю таких ездит 82 штуки.
Лотос-105 - это пять. Газовый китайский автобус Foton С10, который строится по лицензии в Набережных Челнах под российским брендом, при этом, в отличие от "российского" Москвича-3, в составе автобуса имеются компоненты, сделанные в России, и это похвально. Лотосов в Ярославле немного - 43 штуки 2023 года и 2 штуки 2019-го, которые почему-то уже списаны.
ЛиАЗ-4292, он же - "Кубик" - это шесть. Чуть крупнее МАЗа-206, Лотоса и Волгабаса-4298, имеет больше дверей, в связи с чем позволяет пассажирам входить и выходить быстрее, но при этом очень недолговечен: уже сейчас по всей стране массово списываются машины 2016, 2017 и даже 2019 годов выпуска! Шесть лет. Сделано в России. Вариантов тут всего два: либо качество этих автобусов ниже плинтуса, либо они совершенно неремонтопригодны. Россияне любят наговаривать на Китай, но лично я не знаю другой модели автобуса, которую отправляли бы в металлолом спустя шесть лет эксплуатации... А хотя нет, знаю. Лотос-105.
НефАЗ-5299 - это семь. По моему мнению, самый красивый из современных российских автобусов, который не выглядит кубиком благодаря изогнутой форме лобового стекла. И до чего же приятно он смотрится в бело-жёлтой окраске после приевшейся московской синей схемы!
Газель "Сити" (она же - ГАЗ А68R52 City) - это восемь. Вот за такую маршрутку мне совсем не стыдно! Тут и низкий пол, и автоматическая дверь, и высокий потолок - идеальный автобусик для самых малозагруженных маршрутов, всего в Ярославле их 61 штучка.
И представляете, абсолютно вся эта красота появилась в Ярославле почти молниеносно! Февраль, март, апрель 2023 года - и город заполнен новенькой сверкающей ярко-жёлтой техникой, которая радует глаз и перевозит пассажиров со всеми удобствами. При этом находятся автобусы в собственности не у МУПа-шмупа, а у различных частных компаний, которые работают методом "брутто-контрактов": город даёт им техническое задание на перевозку и баблишко, а они обеспечивают выполнения данного им задания.
Однако, в семье не без урода! По Ярославлю до сих пор ездят автобусы ПАЗ Вектор, но на фоне всего остального их исчезающе мало - около 22 штук, так что я одобряю.
Около детской железной дороги попался нам и автобус городского автотранспортного предприятия, который работал не на городском, а на пригородном маршруте. Звать его - МАЗ-103.585, а построен он в 2020 году.
Кстати, а на Ярославской ДЖД есть живой паровоз! Они выкатывают его по выходным на один-два рейса, и нам повезло поймать его за работой. Это Гр-332 1951 года постройки, строил их немецкий завод в городе Бабельсберг (сейчас - Потсдам). Он попал на Ярославскую ДЖД из Одесской области в 1995 году и стоял качестве памятника, а в 2018-м его оживили. Жаль только, управляют им обычные, а не юные железнодорожники. Из менее интересного - тепловоз ТУ10-024 в заводской бело-сине-красной расцветке.
Автобусы Ярославля прекрасны. Новые, жёлтенькие, блестящие, но при этом, ни один из них не проработает больше десяти лет. Вот троллейбусы - совсем другое дело! Ведь они лишены вибрации от дизельного мотора, а потому не начинают сыпаться уже на третий год эксплуатации. К сожалению, долговечность играет с троллейбусами злую шутку. Посудите сами: все автобусы в городе 2023 года постройки, а троллейбусы... Например, 2008-го, как этот ЗИУ-682Г-016.02.
Спора нет - выглядит он идеально, а проработает ещё столько же, только кончится его работа тем, что придёт мэр города по имени Сергей с мышлением обывателя, объявит троллейбусы устаревшим видом транспорта и закроет всю сеть к такой-то матери. Не в том мире мы живём, чтобы заботиться о долговечности техники, нам красивое и современное подавай! Вот Ярославль и начал в 2024 году заниматься обновлением, купив пять "Синар" из Челябинска и четыре "Авангарда" из Вологды... Серьёзно, новых автобусов целая дивизия, а новых троллейбусов - лишь 9 штук? Ведь обновить надо всего-то около 40 троллейбусов... Что ж, ну хоть начало положено.
Но главная напасть ярославских рогатых - это реклама. Мало того, что она облепила почти все троллейбусы в городе, так ещё и выполнена так, будто дизайн её рисовали слепые безрукие обезьянки в программе paint, установленной в советский телевизор "Юность". А чтобы пассажиры не могли любоваться красотами и проводами Ярославля, эти обезьянки ещё и заклеили почти все оконные проёмы. Ну хорошо, что хоть лобовое стекло не тронули!
Кстати, называется этот троллейбус Тролза-5275.07, он же "Оптима". Всего в Ярославле их 13 штук, но ужас в том, что есть экземпляры 2012 года, а есть... 2020-го! Строить в 2020 году те же троллейбусы, что и в 2012-м - вы что, прикалываетесь? Специально этим занимались, чтобы всякие Семёнычи и другие недалёкие градоначальники могли закрывать троллейбусные системы под предлогом "ну он же морально устарел"?! В таком случае, и поделом заводу Тролза, что его обанкротили.
Весьма интересен троллейбус ЛИАЗ-5280, представляющий собой орогаченный автобус ЛИАЗ-5256. Для Ярославля он является вымирающим видом: ещё в 2023 году их было 16 штук, но я рожал этот рассказ так долго, что почти все машины оказались списаны, и лишь две штучки продолжают бороздить древние улицы древнего города. Хоть один такой троллейбус должен срочно получить музейный статус!!!
А вот и самый главный троллейбус Ярославля, а точнее - два. Но в день нашего посещения ездил лишь один. Встречайте: Тролза-62051.01! Интересны машины № 168 и 147 тем, что являются последними не только в Ярославле, но и вообще в мире троллейбусами этой модели, по сей день перевозящими пассажиров! Массово они эксплуатировались до недавнего времени в Петербурге, а также в Москве, но это уже дела совсем давно минувших дней. В общем, срочно присвоить музейный статус!
Остались трамваи, которые в 2023 году были здесь довольно грустными. Сеть - скромная, подвижной состав - старый, а вдобавок, чтобы добраться к трамваям даже от главного ЖД вокзала, нужно ехать на каком-то другом транспорте. Мы поленились разбираться и пошли пешком, сфотографировав по дороге советский, очевидно старый и редкий, колёсный кран.
Мы выбрались на проспект 50-летия Октября, где проходит одна из трамвайных линий Ярославля, но трамваи здесь ходят в час по чайной ложке. Зато автобусы летают каждые пару минут, что позволило нам собрать джек-пот из всех моделей, кроме Газельки, а вишенкой на торте оказался междугородний НефАЗ-5299-17-52 2020 года, приехавший из Рыбинска - не самый красивый драндулет, но для разнообразия сойдёт.
Итак, трамваи. Пока я готовил статью, изменения произошли и здесь: сеть постепенно передаётся в концессию (под управление частника), парк пополнили 44 новых вагона 71-628 из Усть-Катава, начались массовые ремонты трамвайных путей, но одно осталось неизменным: вагоны-гробы 71-605 в количестве двух штук выходят на маршруты до сих пор, хотя осталось им немного. Срочно присвоить музейный статус!
Более обыденными являются вагоны КТМ-19: часть из них работали в Ярославле с момента постройки, а часть прибыли сюда из столицы с барского плеча - всего 43 штуки. Мне хватило сфотографировать лишь два - один в оклейке, посвящённой истории ярославского трамвая, и один в заводской окраске. А потом мы совершили в одном из трамваев небольшую поездку, и я понял, что вагоны-то в Ярославле приличные, а вот рельсы - полнейший металлолом, из-за которого вагоны на многих улицах вынуждены ползать, словно черепахи... Но ничего, скоро "Мовиста" всё починит!
Помимо прочего, Ярославль закупил в 2024 году 38 электробусов ЛиАЗ-6274 почему-то московского типа с ультрабыстрыми зарядками на конечных остановках. Ярославль, зачем? Ведь есть же электробусы, заряжающиеся в движении, которым не надо простаивать на зарядной стануии! Ваше решение имеет смысл в двух случаях: либо маршрут нигде не проходит под троллейбусными проводами, либо городом управляет не разбирающийся в транспорте мэр по имени Сергей. Ярославцы, у вас какой вариант?
Моя оценка ярославскому городскому транспорту - 7 жёлтых ЛиАЗов из 10. Автобусное движение организовано здесь по высшему разряду, но электрический транспорт пребывает в упадке. Но за трамваи здесь вроде бы взялись, начав массовое обновление (хотя помимо этого нужно срочно строить линию по Московскому проспекту с заездом к обоим ЖД вокзалам), а вот девять новых троллейбусов вместо 40 - это подход, при котором Ярославль рискует полностью лишиться этого замечательного во всех отношениях вида транспорта. А ещё в Ярославле нет музея, так что две уникальные гармошки Тролза-62051 рискуют очень скоро отправиться в металлолом. Срочно организовать в городе музей троллейбусов, автобусов и трамваев с возможностью организации покатушек на исторической технике!
С вами был Блог ЖД Фотографа. Подписывайтесь на мой ТГ-канал, подписчикам которого я делаю скидки на сувенирные наборы открыток с различным транспортом (вот полный каталог), и где я делюсь оперативными новостями своего блога. А ещё есть "всё, что движется", где помимо меня материалы о транспорте публикуют несколько других талантливых авторов.
А статье ставьте лайк, комментируйте её и читайте на канале другие рассказы о городском транспорте российских городов.
Видео: большой обзор транспорта Ярославля.
До скорого!