Люди, поглощенные событиями современности, отдалены от того, что происходило в Европе лет 700-800 назад. Те времена представляются, в основном, по книжкам о прекрасных дамах и благородных рыцарях, боровшихся за их благосклонность. Реальность же была гораздо приземленнее. Романтизм виднелся где-то на заднем плане, а на переднем находились трезвый расчет и жестокость. Вот один из примеров.
Король Португалии Афонсу IV Храбрый
Сей правитель руководил Португалией в XIV веке. Свое прозвище он получил не просто так. Ему приходилось противостоять сразу двум грозным противникам: маврам с юга и кастильцам с северо-востока. Для непосвященных – Кастилия, это то, что в будущем станет Испанией. Обе враждебные силы изо всех сил старались возвратить португальские земли себе, потому что одни раньше, а другие позже владели ими. Королю Афонсу приходилось совершать чудеса политической эквилибристики, чтобы сохранить государственность Португалии. Ну, а когда это не помогало, воевал.
Как водится, внешние проблемы всегда усугубляют проблемы внутренние. Мелкие феодалы, едва почувствовав слабину центральной власти, начинали между собой дележ территории, устраивая войны местного значения. А тут еще одна напасть, пострашнее разборок мелких феодалов. По стране прокатилась эпидемия чумы, массово кося людей и напрочь убивая экономику. Так что о спокойствии в Португалии XIV века королю Афонсу IV Храброму можно было только мечтать.
Семейные неурядицы
Но если бы все заканчивалось только этим, можно было бы считать, что жизнь в стране идет вполне спокойно. Дело в том, что внутри королевской семьи начались серьезные неурядицы. Как правило, для сохранения более-менее дружеских отношений с соседями правители того времени старались породниться семьями. К этой же практике прибегнул и Афонсу IV. Свою дочь Марию он выдал замуж за короля Кастилии, а сына, инфанта Педро, женил на дочери испанского гранда Бланке Кастильской.
Казалось, теперь королевские дворы породнились, и вражда закончилась. Не тут-то было. Инфанту Марию ее супруг просто выгнал со двора. Из-за этого между королевствами возникла очередная война. Второй брак тоже оказался недолговечным. Инфанта Педро женили еще в детском возрасте, а к моменту, когда брак должен был окончательно вступить в силу, кастильский сват уже разонравился Афонсу. Так что семья молодых королевичей распалась, даже не пожив совместно.
Тем не менее, молодого инфанта надо было женить. Новой его невестой стала кастильская графиня Констанса. Теперь молодым жить бы да жить, и, возможно, так оно бы и получилось, если бы не один нюанс. Будущая принцесса привезла с собой в Португалию свою свиту, в которую входило несколько девушек-фрейлин. В одну из них, а именно в Инес де Кастро, наследник португальского трона и влюбился.
Кем она была по происхождению, слухи ходят разные. Но в любом случае, девушка не была ровней инфанту Педро, и максимум, кем она могла являться королевичу, так это любовницей.
Семейные проблемы выходят на новый уровень
Собственно, пока еще ничего нового в семье короля Португалии не происходило. Практически каждый правитель такого уровня имел связи на стороне, в том числе и с фрейлинами собственных жен. Только вот постепенно принц начал все больше отдаляться от законной супруги, и все больше сближаться с Инес. Мало того, у любовников родилось четверо детей: три сына и дочка. А вот это уже представляло опасность, ведь даже рожденные вне брака дети венценосных отцов в какой-то момент времени могли стать реальными претендентами на власть.
Ситуация еще более усугубилась после смерти принцессы Констансы, ушедшей в небытие в 1345 году. По канонам того времени смерть госпожи лишала ее свиту определенного статуса, а значит, из фрейлин Инес превращалась в рядовую, хотя и богатую женщину. Мало того, она даже лишалась возможности находиться во дворце. Но статус любовницы наследника престола в то же время открывал перед ней широкие перспективы, ведь близость к принцу давала Инес возможность не только оставаться при дворце, но еще и самой стать королевой при условии, конечно, если принц Педро женится на ней.
Попутно всплыла и еще одна неприятность. Братья Инес, увидев перспективы и для себя, начали подстрекательскую деятельность, направляя кастильцев против португальцев и наоборот. Собственно, тут ничего специально и выдумывать не надо было. Родственные связи между королевскими домами вполне позволяли даже враждующим между собой кланам претендовать на корону главы сопредельного государства. Братья через Инес воздействовали на Педро, и тот, поддавшись ее уговорам, уже готов был отправиться войной против кастильцев.
Реакция короля Афонсу
Естественно, такая перспектива совершенно не устраивала действующего правителя Португалии Афонсу IV. Для предотвращения нежелательного развития событий он имел серьезный разговор с сыном. Главное, что хотел узнать отец – венчался ли Педро с Инес или нет. Однозначного ответа он так и не получил. Кроме того, принц наотрез отказался еще раз жениться, отчего подозрения короля только усилились. Это означало лишь одно: в семье зреет заговор, и его каким-то образом надо локализовать.
По тем временам возникавшие проблемы решались одним надежным, хотя и радикальным методом. Проблема ликвидировалась вместе с ее носителем. Дождавшись удобного случая, в монастырь Санта-Клара, в котором скрывалась Инес вместе с детьми, были отправлены трое наемных убийц. Они хладнокровно выполнили поручение, зарубив женщину секирой прямо на глазах ее потомков.
Проблема спасения трона решилась, только вместо нее моментально возникла новая. Взбешенный Педро собрал армию и выступил против отца. В стране началась гражданская война. Дабы не усугублять ситуацию, Афонсу пришлось пойти на мировую с сыном.
Шокирующее продолжение истории
На какое-то время страсти утихли, однако они немедленно возобновились, едва король ушел из жизни. Затаивший обиду Педро, заняв трон, первым делом начал мстить. Открывали список обидчиков убийцы, лишившие жизни его возлюбленную. Несмотря на то, что преступники, предчувствуя недоброе, сбежали в Испанию, король Педро до них добрался. Он договорился с кастильским правителем о выдаче наемных убийц. Двоих из них схватили, после чего этапировали в Португалию. Третий убийца успел покинуть пределы Испании, и остаток жизни провел в скитаниях по миру.
Несмотря на дальнейшие тяготы, ему еще повезло. Двух его подельников жестоко казнили, причем казнь производил лично король. Сейчас уже трудно судить, был ли к тому моменту Педро в твердом рассудке, но дальше события начали развиваться совсем уже в стиле императора Рима Калигулы. В 1360 году правитель объявил, что он был обвенчан с покойной Инес де Кастро, а посему негоже ей не иметь статуса королевы. Педро потребовал короновать свою погибшую любовницу. Но так как для этого действа требуется сам человек, он приказал вынуть тело погибшей женщины из могилы, облачить его в соответствующие одеяния, и, надев корону, усадить на трон. Все присутствующие на этом леденящем душу мероприятии обязаны были произносить осанны и присягать на верность трупу.
«А был ли мальчик?»
Потом останки Инес торжественно перезахоронили, а в 1367 году рядом с ее усыпальницей погребли и ее супруга, короля Педро. Такая вот «романтическая», хотя и весьма специфическая история. Только вот современные историки, опираясь на данные архивов, больше склоняются к тому, что большая часть из рассказанного является вымыслом в духе рыцарских романов. Реальность же выглядела совсем по-другому, хотя действующие лица были теми же.
Любовную связь инфанта Педро с Инес де Кастро никто не оспаривает. Однако об их женитьбе, а уж тем более факте коронации трупа, нет ни одного документального упоминания. Да и гибель женщины, как выясняется, произошла иначе. По решению королевского совета ей за измену отрубили голову. Наверное, слишком уж любопытной была кастильская любовница инфанта, за что и поплатилась. Однако для современной Португалии это уже не играет никакой роли. Ведь гораздо интереснее верить в красивую легенду, чем в банальную обыденность.