В начале 1970-х Совет министров СССР принял решение о строительстве в областных центрах так называемых Домов Советов, для размещения обкомов компартии (формально никакой властью не обладавших) и областных исполнительных комитетов – подразделений высшего органа исполнительной власти на местах.
В Куйбышеве, приступая к проектированию, вначале долго выбирали достойное место. Рассматривались улица Авроры, площадь Чапаева, в итоге остановились на территории строящейся Площади Славы.
Стоит вспомнить, что архитекторам в те годы – после разворота от классики к модернизму – работалось непросто. Практически запрещенные авторские проекты пропускались лишь по спецсогласованиям в Москве, в ходе которых часто, по словам В.Г. Каркарьяна, «представил елку – согласовали палку».
Авторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк разработали несколько вариантов, в том числе напоминавший знаменитый Бостон Сити Холл. В итоге согласование во всех партийных инстанциях прошел проект Т-образного в плане здании высотой 11 этажей с универсальным конференц-залом со стороны ул. Молодогвардейской. При более чем трехметровой высоте этажей комплекс выглядел впечатляюще.
Однако в последний момент архитекторы решили ограничить высоту Дома Советов, чтобы зрительно не подавлять вертикаль Монумента Славы и на свой страх и риск проект переделать. Здание при этом понизилось до 6 этажей и приобрело в плане форму квадрата, что помогло уместить помещения "отрезанных" этажей. Удивительно, но дерзкая «самодеятельность» удалась, и никаких оргвыводов не последовало!
Началось строительство со сноса имеющихся ветхих построек и засыпки песком оврага. Для устойчивости будущего здания забивались сваи глубиной до 40(!) метров – на 10 метров ниже дна Волги. Над арматурными стержнями укладывались пространственные каркасы. После установки опалубки в ростверк укладывался бетон, и над созданным поистине на века основанием начиналась кирпичная кладка стен.
По воспоминаниям руководившего стройкой директора легендарного Строительного треста №11 В.И. Симонова, общий объем кладки составил 100 000 кубических метров, что почти равно объему пирамиды Хеопса
Проблем, вопросов и внезапных решений при возведении Дома Советов тоже хватало. По тогдашним «экономным» нормативам потолки в административном здании не могли иметь высоту свыше 3,3 м. Помещения же третьего этажа включали не только кабинеты «первых лиц», но и огромный общие залы заседаний. При дозволенной высоте помещения получились бы дискомфортно низкие, с «давящими» потолками. После целого ряда согласований в ЦК КПСС(!!!) куйбышевцам в порядке исключения разрешили высоту третьего этажа увеличить.
Для перекрытия внушительных кабинетов первого и второго секретарей обкомов инженерам так же пришлось разрабатывать индивидуальные панели перекрытия длиной 9 м, так как стандартные имели максимальную длину 6,4 м и помещениям высших лиц области не соответствовали.
К изначально запланированным двум столовым – обкомовской и облисполкомовской – на «правительственном» третьем этаже добавили две маленьких персональных, поскольку, видимо, первым лицам не подобало обедать среди прочих смертных
Сложным вопросом стала и организация системы входов - по внешнему периметру их сделали целых пять. Тогдашние правила диктовали, чтобы войти в облисполком мог любой гражданин СССР, а в «святая святых» - обком – пускали только по партбилету или специальному приглашению. Проблему разделения потоков решить не удалось – парадный вход таки остался общим для всех и в итоге стал единственным полноценно задействованным
Когда подошло время изготовления оконной столярки – нескольких тысяч блоков – было созвано совещание многопрофильных специалистов. Предлагались варианты изготовления из алюминия, дуба, черного металла. Однако принята была идея возглавлявшего строительство директора треста №11 В. И. Симонова.
Как позже вспоминал заслуженный строитель России, он тем летом побывал в отпуске в Ленинграде и во время экскурсии оценил профессиональным взглядом Эрмитаж, выстроенный при дочери Петра I Елизавете Петровне. Столярка, выполненная из лиственницы, уже триста лет была в прекрасном состоянии и, что называется, радовала глаз! Поскольку влияние КПСС в те годы было непререкаемо, вскоре в Самару из Красноярского края прибыло несколько железнодорожных составов со стволами лиственниц.
Следующим встал вопрос с входными дверями. По проекту двери были в металлическом исполнении, но, когда пришло время изготовления – все куйбышевские предприятия дружно «отбоярились» от почетного заказа! Специалисты, видимо, опасались, что будущие эксплуатационные качества изделия окажутся не на высоте. Ситуацию снова разрулил Виталий Симонов, предложив главному архитектору проекта В.Г. Каркарьяну сделать входные двери, как в старину, из дуба.
Переезжать в новое здание, неофициально названное в честь первого секретаря обкома Евгения Муравьева «муравейником» , городские власти начали в 1988-м году, и с тех пор их дислокация не менялась.
Монументальное шестиэтажное здание , облицованное белым мрамором и опирающееся на красный гранитный стилобат, прекрасно вписывается в строгий ансамбль площади Славы. Фасады по всему периметру спроектированы в ордерной системе с четким ритмом пилонов.
Центральный вход смещен в сторону бровки и расположен на одной оси с Вечным Огнем. Во дворе размещен конференц-зал на 600 мест. Крупный объем с лаконичным в духе своего времени архитектурным решением служит еще одной доминантой волжского склона.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете