Найти тему

Ещё один дачный этюд

Вообще дачи архитекторов тема не менее занимательная чем их собственные городские дома. Есть среди них затейливые постройки именитых зодчих. Но есть и более скромные варианты. 

Гражданского инженера Николая Марковича Салько сложновато назвать звездой столичной архитектуры, а вот добросовестным и неутомимым ее тружеником назвать вполне можно. За свою длинную жизнь он успел поработать и в городской управе, под руководством самого Николая Леонтьевича Бенуа, и в Дворцовом управлении, и в Елагиноостровских оранжереях, и даже архитектором «градских богаделен и больниц». Николай Маркович активно брался за проектирование для различных промышленных предприятий, что, надо думать, давало возможность весьма прилично заработать. Кроме того, он успел стать автором проекта и строителем Биржевого сквера на Васильевском острове. Безусловно столь активная деятельность дала возможность подумать и о собственной даче в приличном месте обустроенной в «собственном вкусе». А вкусы эти отнюдь не гнались за последними модами…

Дача Салько получилась своеобразным и очаровательным ностальгическим романсом об уходящих временах отечественной барской усадьбы. Скромный деревянный домик на холме с непременным классическим портиком и колоннадой, обязательный прудик, мостик, плотинка…

-2

-3

-4

-5

-6

-7

Тут просто невозможно воспринимать что-то в отдельности. Николай Маркович создал этакий очень органичный уголок былого времени и собственной молодости, когда ездили не на дачу, а к себе в дедовское имение… 

-8

-9

-10

Верность этому месту он хранил до самой смерти. Скончался он ровно в 70 лет в 1912-м в чине действительного статского советника. Дача досталась наследникам, которые ее продали после начала мировой войны.

Покупателем и последним частным владельцем этой замечательной дачи стал Айно Гранлунд и воспоминания о ее создателе практически полностью стерлись из памяти потомков, а место до сей поры именуют «Вилла Айнола».

Такая вот история.

P.S. Да. Конечно стоит непременно вспомнить о том, что именно в этом доме во время Зимней войны в 1939-м оперативно разместили правительство «Финляндской демократической республики» во главе с «финской звездой» Коминтерна Отто Куусиненом, которое не менее оперативно подписало «союзный» договор с СССР. Правда уже через год сия республика и сей договор оказались никому не нужными… Странная причуда судьбы.