Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как в России и СССР строили корабли на пожертвования населения в прежние времена и как теперь

Народ наш нередко недоволен государством, однако всегда предпочитал кормить свои армию и флот, нежели чужие. Поэтому, когда государству приходилось туго, традиционно подставлял своё плечо.

Сразу после нападения японцев на Порт-Артур и понесённые там потери возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Считается, что его инициатором стал граф Л.М. Кочубей, призвавший в "Новой газете" начать собирать деньги на закупку новых кораблей. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная.

Уже 6 февраля 1904 года последовало “Высочайшее соизволение” на образование “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования”, которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. Т.е. государство в эту деятельность не вмешивалось.

Чтобы облегчить эту работу, были выпущены специальные бланки почтовых переводов. Их можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, церквях и во многих государственных учреждениях.

Суммы были самые различные, от одного рубля и до миллиона, который внёс эмир Бухарский; генерал-майор граф А.Д. Шереметев - 200 тысяч рублей, казанское земство и финляндский сенат внесли по 300 тысяч рублей, Московское городское кредитное общество - 250 тысяч рублей, Московский дворянский клуб - 100 тысяч рублей, Московский земельный банк и Московское губернское земство - по 50 тысяч рублей. Деньги поступали даже из-за границы. Например, более 11 тысяч рублей пришло из Китая.

Поскольку построить корабли надо было в кратчайшие сроки, то речь не шла о броненосцах. На собранные 17 миллионов были построены 18 эсминцев, которые до 1907 года назывались минными крейсерами, 4 подводные лодки, а также под Севастополем была создана авиашкола и закуплено несколько десятков аэропланов. Последние 2,5 миллиона рублей решили потратить на создание принципиально нового эсминца - с нефтяными котлами, паротурбинной энергетической установкой и проектной скоростью в 36 узлов. Так появился знаменитый "Новик".

Конечно, пожертвователям хотелось, чтобы их вклад был как-то отмечен, поэтому корабли получили такие названия:

"Эмир Бухарский":

"Москвитянин":

-2

"Туркменец Ставропольский":

-3

А ещё были "Доброволец", “Казанец”, “Украина”, “Донской Казак”, “Забайкалец”, “Финн” и другие.

Кстати, разработку чертежей "народных крейсеров", или, как их еще называли, "добровольцев" (тогда не употребляли словечко волонтёр и обходились родными понятиями), поручили конструкторам германских фирм "Вулкан" и "Шихау" - немцы обещали выполнить заказ в кратчайшие сроки.

Тут ещё была такая тонкость - по международным нормам того времени, экспортные поставки оружия и военной техники воюющим странам категорически запрещались. Поэтому немцы проектировали не минные крейсера, а "паровые яхты" :) Корпуса по их чертежам строились на российских верфях, но вся начинка была немецкой.

К сожалению, до Цусимского сражения в строй был введён только один "народный крейсер", но многие из них прожили долго - например, "Украина", "Войсковой" и "Туркменец Ставропольский" были вычеркнуты из списков ВМФ только в 1949 году, при этом "Войсковой" ещё прослужил в ДОСААФе до 1958 года, а "Туркменец" - до 1962-го.

Во время Великой Отечественной войны уже к 1 августа был создан Фонд обороны. Его пополнение происходило различными путями - к середине августа 1941 года на счет поступило 5 миллионов рублей, а к 1 ноября эта сумма достигла 1 миллиарда. Жители городов и сёл перечисляли в Фонд часть своей зарплаты, ценные вещи, облигации государственных займов. Также в Фонд обороны отчислялись трудодни, компенсации за неиспользованные отпуска, средства, вырученные от субботников и сверхурочных работ, а также сверхплановая продукция оборонных предприятий.

А всего в Фонд обороны и Фонд Красной Армии поступило более 17 миллиардов наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиарда рублей драгоценностей, больше 4,5 миллиарда рублей облигаций государственных займов.

На эти деньги было построено более 2500 боевых самолетов, несколько тысяч танков, подводные лодки и торпедные катера. Вот на них и остановимся.

Здесь застрельщиком выступил комсомол. А первыми оказались комсомольцы далёкого от всех морей Алтая. 3 апреля 1943 г. морякам-балтийцам были переданы первые пять торпедных катеров, построенных на средства комсомольцев и молодёжи Алтая: «Алтайский комсомолец», «Молодой алтаец», «Пионер Алтая», «Комсомолец Ойротии», «Барнаульский комсомолец».

Далее пошли «Бурнакский колхозник», «Кировский комсомолец», «Ленинский речник», «Пензенский пионер», «Тамбовский комсомолец», «Тюменский рабочий», «Чкаловский комсомолец», «Иртыш», «Североморец», «Московский ремесленник», «Артёмовец», «Трудящиеся Артёма».

"Московский ремесленник":

-4

Собранные средства были вложены в следующие подводные лодки:

«Ярославский комсомолец» («М-104»),

-5

«Челябинский комсомолец» («М-105»),

«Новосибирский комсомолец» («М-107»),

-6

«Ленинский комсомол» («М-106»),

«Советская Сванетия» (С-17).

Сейчас снова ведутся боевые действия на фронте от Харькова до устья Днепра плюс наносятся удары по территории собственно России. И снова создан Государственный фонд "Защитники Отечества", правда, только через год после начала СВО. И предназначен он "для поддержки участников СВО и членов их семей, включая медицинскую и социальную реабилитацию, лекарственное обеспечение, психологическую помощь, предоставление технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также содействие в переобучении и трудоустройстве ветеранов".

В указе президента сказано, что фонд будет наполняться деньгами за счёт бюджетных средств, добровольных взносов, пожертвований и «иных источников, предусмотренных законом». Сколько не искал, не нашёл, как сделать "добровольный взнос". В царское время это было явно проще. А главное, фонд не предназначен для помощи действующим войскам.

Зато существует достаточно частных. Например, один только фонд Сергея Михеева, куда и я донатил, собрал уже более миллиарда рублей. Деньги эти идут на технику , различное материальное обеспечение и тактическую медицину. Но и просто неравнодушные граждане собирают и отвозят нашим ребятам многое, в чём они нуждаются, кто сколько и чего может.

Правда, о сборах на помощь в замещении потерянных флотом кораблей я ничего не слышал. И хотя эмиров и графов у нас теперь нет, зато есть эффективные менеджеры. Боюсь даже и представить, сколько внесли эти жизнерадостные люди и им подобные, судя по размерам их яхт. Просто из скромности не озвучивают этого. :

-7

.........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: